Иоанн Златоуст (около 347 — 407), святитель, архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии.
«О разводе, повторном браке и вдовстве»
«Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» (1Кор.7:39-40): мирские законы не могут возобладать над законом Божественным; награды, связывающиеся даже в настоящем мире с постоянством во вдовстве; как совершается очищение души».
Владислав Цыпин (1947), протоиерей, историк церкви и канонист, профессор Московской Духовной Академии.
«Расторжение брака: взгляд церковного канониста»
«Церковь даёт нам правила счастливой семейной жизни. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл»
Олег Стеняев (1961), протоиерей, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер. Специализируется в области сектоведения и сравнительного богословия. Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий имени Алексея Хомякова.
«Нерасторжимость брака и безбрачие. На основании Священного Писания»
«Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих»
Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.
«Измена. Ревность. Расставание»
«Брак — не повод для развода. Беседа с психологом»
«Не жить завтрашним браком: о повторных браках»
«Подозрительность — любимое оружие диавола в его стремлении поссорить близких людей. Сколько раз на исповеди приходилось слушать о том, что супруги подозревают друг друга в измене, а зятья и невестки рассказывают о том, как тещи и свекрови якобы хотят наслать на них порчу. Поддаваться на эту провокацию ни в коем случае нельзя. Как бы ни были сильны подозрения и как бы ни был велик соблазн начать следить за супругой, проверять ее мобильный телефон и электронную почту. Во-первых, как правило, все эти подозрения не имеют под собой почвы, и, если любишь человека, нужно доверять ему. Во-вторых, даже если какие-нибудь улики супружеской неверности будут найдены, станет ли нам от этого легче? Сомневаюсь. Скорее наоборот»
Александр Ткаченко (1967), психолог, православный писатель, постоянный автор журнала «Фома», автор 15 книг в серии «Жития святых для детей» издательства «Никея».
«Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов»
«Этот рецепт от крутого мачо Гоши из кинофильма «Москва слезам не верит» стал для меня главным аргументом в семейных перепалках. Очень удобный аргумент, кстати. Ничего не объясняющий, зато — окончательный и неоспоримый. И тогда казалось мне, бестолковому, что это — ох как правильно! Сейчас-то я вижу, что герой Баталова — просто несчастный человек, ранимый и гордый, не сумевший нормально реализовать себя в социуме и мучительно это переживающий. Ну каков уровень принятых им решений?»
Екатерина Бурмистрова (1973), семейный психолог, психотерапевт, специалист по вопросам семейного консультирования и проблемам детско-родительских отношений, мама 11 детей.
«Самодельный крест православной семьи: почему распадаются семьи православных?»
«Сложно бывает в ситуации воцерковления и многодетности на этом фоне в случае, когда супруги отрезают себя от привычных впечатлений культуры, от всех развлечений, от всех общений, которые выходят за рамки их «церковности». Они лишаются дополнительных источников супружества. Это приводит к душевному обезвоживанию. Когда угар неофитства проходит, выявляется очень сложная ситуация: все удовольствия от себя люди отрезали, не по разуму, что называется, совместно перестали ходить в театр, например, или к друзьям. А взамен ничего другого не появилось, кроме труда»
Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии Самарского ГУПС, педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии, православный психолог.
«Например, теория толчка описывает ситуацию так: существовала благополучная семья, все было хорошо, но вдруг что- то случилось (измена, смерть, арест, болезнь и пр.). Произошел толчок, семья развалилась. Однако все не так просто. Если есть сплоченность, любовь, то трудности становятся условием духовного роста супругов, но отнюдь не распада семьи»