Протоиерей Олег Стеняев (1961)
Мф.19:3. «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?».
«Брак: был священной обязанностью. Оставаться холостым после достижения двадцатилетнего возраста, за исключением, если он всецело посвятил себя изучению Закона, – это означало нарушить заповедь «плодитесь и размножайтесь». В представлении иудеев, человек, у которого не было детей, «убивал свое потомство» и «умалял образ Божий на земле»[1].
Иосиф Флавий, историк, живший в I веке, писал: «Всякий, кто достигнет брачного возраста, пусть берет себе в жены свободнорожденную девушку из хорошего дома. Кто же не имеет намерения жениться на девушке, тот да не вступит в связь с женщиною, живущею с другим человеком, чтобы не нанести оскорбления ее законному мужу. Свободнорожденным не следует вступать в брак с рабынями, даже хотя бы к тому побуждала их сильная страсть, так как сдерживать свои порывы служит лучшим украшением человека и весьма способствует сохранению им своего [человеческого] достоинства. Также нельзя вступать в брак с публичною женщиною, брачного жертвоприношения которой, благодаря ее телесному осквернению, не примет Господь Бог. Кроме того, лишь у детей, происшедших не от позорных браков или от таких, которые были заключены не по свободному выбору (молодоженов, но по воле их родителей. – О.С.), развивается благородный и свободный склад ума, который склонен к добродетели. Если же кто-нибудь женится, причем невеста слыла девушкой, а на самом деле она таковою не окажется, то пусть он возбудит против нее судебный процесс и лично выступит обвинителем, пользуясь всеми средствами, которые будут в его распоряжении, для доказательства ее виновности; защиту же и замещение обвиняемой на суде обязан взять на себя отец, или брат девушки, или какой-нибудь другой подходящий ближайший родственник. Если же на суде выяснится невинность девушки, то обвинитель обязан оставить ее у себя для сожительства и теряет при этом всякое право отослать ее обратно домой, исключая тот случай, если бы в его распоряжении находились веские и неопровержимые доводы в пользу такого отослания; а за дерзкое и поспешное возведение на нее обвинения и клеветы он должен подвергнуться заслуженному наказанию, а именно получить сорок без одного ударов плетью и заплатить отцу [жены своей] пятьдесят сиклов. В случае же если будет доказано, что девушка действительно виновна и не сумела сохранить свою девственность до законного замужества, то она подвергается побитию камнями, если она из народа, и сжигается живьем, если происходит из семьи священнослужительской… Тот, кто вступит в связь с нареченною невестою другого человека, уговорив ее и заручившись ее согласием, подвергается смерти вместе с нею, потому что оба в одинаковой мере виновны: он – в том, что подговорил ее постыдными обещаниями уступить ему и предпочесть такую связь законному браку, она же – в том, что отдалась ему и склонилась на прелюбодеяние либо из сладострастия, либо из выгоды. Если же он, напав на нее, изнасилует ее, причем не будет никого вблизи, кто бы мог оказать ей помощь, то будет казнен лишь он один. Кто изнасилует девушку, которая еще не обручена ни с кем, тот обязан на ней жениться. В случае же если отцу девушки представится нежелательным такой брак, то виновный в совершении насилия платит отцу своей жертвы пятьдесят сиклов пени. Если кто-нибудь захочет по какой бы то ни было причине (которых в жизни может быть очень много) развестись с законною женою своей, тот должен ей выдать письменное удостоверение в том, что никогда уже не осмелится вновь сблизиться с нею. Лишь таким путем разведенная женщина получает право вступить в новый брак с кем-нибудь другим. Если же она навлечет на себя неудовольствие и этого второго мужа или, если, по смерти последнего, первый муж вновь пожелает вступить с нею в брак, то ей не разрешается вернуться к нему… Если же муж, удовлетворив страсть свою, не захочет быть дольше в браке с такою женщиною, то он не должен иметь права сделать ее своею рабынею, но ей предоставляется возможность, пользуясь лично полною свободою, уйти от него, куда пожелает»[2].
В I веке существовали две крупные школы Бейт Шамай и Бейт Гилель. Школа Шамая утверждала, что мужчина может развестись с женщиной, если только она изменит ему, как сказано: «…потому что он находит в ней что-нибудь непристойное». Школа Гилеля говорила, что он может развестись с ней, даже если она пережарит ему мясо[3]. В целом иудеи плохо относились к разводам, сохранилось высказывание раби Эльазара, сказавшего: «Когда мужчина разводится с первой своей женой, даже жертвенник льет слезы»[4].
Блаженный Иероним так истолковал рассматриваемый стих: «и вот партия фарисеев и саддукеев спрашивает Его: позволительно ли мужу давать развод жене своей по какой угодно причине. Это с тем, чтобы поставить Его в затруднение [так называемым] рогатым умозаключением (syllogismo), ибо что бы Он ни отвечал, Он мог быть пойман на словах. Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих»[5].
Чтобы защитить святость брака от учений школы Гилеля, Христос указывает на эдемское существование первой человеческой четы:
Мф.19:4–6. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает».
Блаженный Иероним пишет: «Это написано в начале Книги Бытия; и говоря: “мужчину и женщину”, Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: “мужчину и женщин”, что предполагалось для расторжения первого союза, а: “мужчину и женщину”, чтобы они связывались участью с одной только женой… Таким же точно образом Он говорит: “Прилепится к жене своей”, а не: “к женам”. “И будут двое одной плотью”. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производит один дух»[6].
Смысл этих слов более чем очевиден: цельный человек – это муж и жена, как бы соединение двух половин в одно целое. При этом союзе в формировании нового плода участвуют и мужчина и женщина, «так что они уже не двое, но одна плоть», то есть от их соития зачинается и рождается новая жизнь, их ребенок. Таким образом, брачный союз мужчины и женщины есть величайшее таинство жизни.
Посему каждый влюбленный как бы ощущает дыхание Эдемского сада сладости (Рая). Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]» (Притч.18:23). Библия призывает и девиц, и юношей оберегать свое целомудрие ради святости брака, и те которые пренебрегают подобными рекомендациями, рискуют разрушить счастье возможной семейной жизни и погубить счастье и своих будущих детей.
«Входя однажды в селение святой Екатерины, преподобный Дионисий увидел бесчинные игры и хороводы девиц с юношами. Сильно огорченный столь явными соблазнами и сатанинским торжеством разврата, блаженный приблизился к толпе девиц и кротко сказал им: “Для чего вы, будучи девицами, так бесстыдно играете с юношами, поете соблазнительные песни, возбуждающие сладострастие и в вас, и в них, и забываете, что смерть и суд Божий близок”. Девицы смутились и молчали, кроме одной, которая отличалась особенным бесстыдством. Она насмешливо отвечала: “Ах вы, лжемонахи! Что тебе за нужда до нас? Знай себя. Сами-то живете вы дурно, а других учите целомудрию?” “Благословен Бог, устрояющий все на пользу! – строго произнес тогда старец. – Чтоб и другие научились скромности, ты будешь примером того, как грозно карает Господь девическое бесстыдство”. Сказав это, он удалился. Вслед за тем на несчастную девицу, прежде чем она дошла до дома своего отца, вдруг напал бес: испуская пену, она билась о землю и была в самом жалком положении. Пораженные такой нечаянностью, ее родители не знали, что с ней происходит. Тогда одна из подруг несчастной, бывшая свидетельницей ее бесстыдства перед святым старцем, рассказала им о случившемся. Они отыскали преподобного и, припадая к его стопам, смиренно просили за свою несчастную дочь. Незлобивый старец был тронут их слезами и, помолившись, исцелил бесновавшуюся. В благодарность Господу Богу за такое милосердие она посвятила Ему свое девство и кончила жизнь в покаянии»[7].
И далее мы читаем:
Мф.19:7. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?».
«Развод (גֵירוּשִׁין, גֵרוּשִׁין, евр. герушин) был признанным институтом в библейское время (ср. Лев.21:7, 14; 22, 13; Чис.30:10; Втор.22:19, 29). Как и в других обществах Ближнего Востока, в древнем Израиле муж имел право по своей воле развестись с женой. Подобно месопотамским юридическим кодексам, Библия не содержит детально разработанного закона о разводе; библейский закон лишь предусматривает, что в случае развода муж должен написать разводное письмо (сефер критут), после вручения которого жене он может отослать ее из своего дома (Втор.24:1; ср. Ис.50:1; Иер.3:8); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, – во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания»[8].
Мф.19:8. «Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так».
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Слова Его такого рода: “Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?” Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых, первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству. Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: “По жестокосердию вашему повелел вам Бог”, но: “Моисей”, так что, – как говорит апостол, – это совет человеческий, а не повеление Божие»[9].
И далее мы читаем:
Мф.19:9. «но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует».
Блаженный Иероним учит: «Только одно прелюбодеяние [жены] пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема [мужем], чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: “Кто удерживает прелюбодействующую, тот неразумен и нечестив”. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни [этой] первой второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: “Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды [на нее, или со стороны ее], то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?” И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа. А так как распутная женщина и та, которая уже ступила на путь прелюбодеяния, не будет бояться позора, то второму мужу дается предупреждение, что он будет повинен в прелюбодеянии, если возьмет себе таковую в жены»[10].
Надо прямо сказать, что подобных случаев много, когда по причине блуда одного из супругов разваливаются, распадаются семьи. Не сохранившие целомудрие брака, бывшие супруги, не могут создать новую полноценную семью. Раны прелюбодеяния не скоро заживают. Но бывают и более чем поразительные исключения:
«Авва Тимофей, пресвитер, сказал авве Пимену: “В Египте есть некая жена, которая блудодействует и награду свою отдает в милостыню”. Старец сказал в ответ: “Она не пребывает в блудодействе, ибо в ней виден плод веры”. Случилось же прийти матери Тимофея-пресвитера к нему повидаться. Он спросил ее: “Что, та жена осталась блудодействующей?” Мать говорит ему: “Даже умножила любовников своих, но и милостыню увеличила”. Авва Тимофей пересказал это авве Пимену. Тот же сказал: “Не пребывает она в блудодействе”. Пришла опять мать аввы Тимофея и сказала ему: “Знаешь ли, что та блудница просила идти со мной, чтобы ты помолился о ней? Но я не взяла”. Он же возвестил об этом авве Пимену. И авва Пимен говорит ему: “Лучше ты пойди и повидайся с ней”. Авва Тимофей пошел. Она охотно выслушала от него слово Божие и много плакала, и сокрушалась, и сказала ему: “Отныне я прилеплюсь к страху Божию и перестану быть блудницей”. И скоро она поступила в женский монастырь и весьма благоугождала Богу»[11].
Впрочем, подобное исключение подтверждает правило: блуд и прелюбодеяние разрушают жизнь человека. Сказано: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела» (1Кор.6:18).
Далее мы читаем:
Мф.19:10–12. «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит».
Истолковывая слова апостолов: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», блаженный Иероним пишет: «Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать [по другой причине], кроме прелюбодеяния [с их стороны]. Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива [ветреная, непостоянная, непоседа], или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть [при себе]? Хотим ли мы, или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству. Поэтому ученики, видя тяжесть брачного ига, обнаруживают движение своей души и говорят: “Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться”»[12].
В Пятикнижии Моисея сказано: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Еврейское слово негдо, переведенное словом соответственного, имеет дословный перевод «напротив него», то есть жена, в случае благочестия мужа, будет помощница ему, или, напротив, – противящаяся, противостоящая ему.
Поистине, девство – дар, достижимый лишь немногими, как и сказано: «не все вмещают слово сие, но кому дано».
«Одна прекрасная лицом девица Потамиена во время Максимиана-гонителя была рабой у некоего сластолюбца. Господин долго старался обольстить ее различными обещаниями, но не мог. Наконец, придя в ярость, он представил ее тогдашнему Александрийскому префекту как христианку, которая хулит настоящее правительство и царей за гонение, и обещал ему довольно много денег за ее наказание. “Если ты, – говорил он, – уговоришь ее пойти мне навстречу, то не предавай ее истязанию”. Но если она по-прежнему будет оставаться непреклонной, просил уморить ее в мучениях. “Пусть же, – говорил он, – она не смеется над моей страстью!” Привели мужественную девицу в судилище и начали терзать ее тело различными орудиями казни. В то же время и уговаривали ее. Но она оставалась непоколебимой, как стена. Тогда судья выбирает из орудий казни самое страшное и мучительное. Он приказывает наполнить большой медный котел смолой и поджечь. Когда смола стала кипеть и клокотать, безжалостный судья обратился к блаженной девице: “Или иди, покорись воле своего господина, или знай, я прикажу бросить тебя в этот котел”. Потамиена отвечала: “Можно ли быть таким несправедливым судьей, чтобы приказывать мне повиноваться сладострастью?” Разъяренный судья дает знак раздеть ее и ввергнуть в котел. Тогда она вскричала: “Заклинаю тебя жизнью императора, которого ты боишься, прикажи, по крайней мере, не раздевать меня, если ты уж присудил мне такую казнь. Вели постепенно опускать в смолу, и ты увидишь, какое терпение даровал мне Христос, Которого ты не знаешь”. Таким образом, ее постепенно опускали в котел, в продолжение нескольких часов, пока она не испустила дух после того, как смола подступила к горлу»[13].
Безбрачие в Церкви установлено для тех, «кто может вместить», как мы прочитали выше: «…есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12). Цель безбрачия – целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу: «А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1Кор.7:32–33); и выше он сказал: «Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор.7:28–29). Мы не умаляем значение брака, но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7:8–9).
Евфимий Зигабен, истолковывая слова: «кто может вместить, да вместит», – пишет: «После того как показал, что девственники достойны похвалы, после того как похвалил безбрачие и таким образом незаметно призывал слушателей к девству, – зная, однако, что это дело великое и может быть выполнено немногими, предоставляет его свободной воле человека. Кто, – говорит, – может вместить, или достигнуть этого, пусть вместит»[14].
Итак, священная обязанность и мужа, и жены – совместно противостоять тем соблазнам, которые лукавый, как некий вызов, предъявляет современной христианской семье. И если у мужа или у жены не хватает силы и веры, то пусть для них, отдельно взятых, словами утешения станут слова апостола Павла, некогда сказавшего: «Прочим же я говорю… если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7:12–14).
Спаси вас Христос!
***
[1] Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
[2] Иосиф Флавий. Иудейские древности. 4. 8. 23.
[3] Мишна, Гиттин 9, 10.
[4] Мишна, Гиттин 90б.
[5] Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:3.
[6] Там же. Толкование на Мф.19:4–6.
[7] Афонский патерик. Ч. 2. С. 48.
[8] Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
[9] Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:8.
[10] Там же. Толкование на Мф.19:9.
[11] Древний патерик. 1914. С. 43. № 2.
[12] Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.19:10–12. (?)
[13] Лавсаик. С. 12.
[14] Евфимий Зигабен. Толкование на Мф.19:12.
Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. — В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». — 2013. / Т. 1. — 336 с. (Азбука.ру)