Иоанн Златоуст (около 347 — 407), святитель, архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии.
«Примеры богоугодных семейных взаимоотношений в истории Ветхого Завета»
«Если мы так станем устроять дела свои, то никогда не будет ни развода, ни подозрения в прелюбодеянии, ни повода к ревности, ни ссоры и вражды, но будем наслаждаться великим миром и полным согласием; а за этим конечно последуют и другие добродетели»
Николай Стеллецкий (1862 – 1919), протоиерей, богослов, религиозный писатель, философ.
«Сначала каждый из супругов выступает пред другим в праздничном одеянии, так что возбуждает любовь и с внешней стороны. Но скоро брак надевает свою повседневную одежду; прежние иллюзии любви прекращаются, качества, которые супруги приписывали один другому, когда видели себя в розовом свете, исчезают. Тогда блекнет ореол супружеского идеала и обнаруживается нечто несоответствующее требованию любви – многие недостатки, слабости и даже пороки. На каждом супруге лежит обязанность бороться против этих недочетов, особенно тех, которые делают нас недостойными любви того, с кем мы связаны узами любви»
Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.
Жизнь в браке. «И будут двое одна плоть»
«Есть притча о том, как одному человеку был показан сначала ад, а потом рай, конечно в образном, аллегорическом виде. Сперва он увидел огромный пиршественный зал, столы ломились от блюд и закусок, но у всех участников трапезы к рукам были привязаны метровые вилки и ножи, мешали им сгибать руки и подносить пищу ко рту. С измождённым видом они пытались снова и снова взять еду вилкой, при этом раня всех вокруг и пачкаясь в еде, но в рот ничего не попадало. Они изнемогали от голода и невозможности удовлетворить свои желания. Потом этому человеку был показан рай. К его удивлению, он увидел там тот же красивый зал и тоже людей с метровыми приборами, привязанными к рукам, но они выглядели сытыми и довольными. Он присмотрелся и увидел, что эти люди умело двигают своими вилками, но пытаются запихнуть себе что-то в рот, они кормят друг друга, заботливо спрашивая, чего они хотели бы?»
Александр Никольский (1967), протоиерей, настоятель храма Трех Святителей в Раменках (Москва), руководитель клуба «Православная семья». Выступал на телеканале «Союз», на радио «Радонеж», отец десятерых детей.
«Семья ‒ жертва ради ближнего. Может ли жертва приносить радость?»
«Вообще для современного человека слово «жертва» звучит неприятно и даже страшновато. Жертва ‒ ведь это что-то, кажется, связанное со страданием. А если еще поставить рядом эти два понятия ‒ семья и жертва, становится совсем непонятно»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«Душа христианина, если она питается и возрастает духовно, непрерывно преображается, как преображается в природе ползущая некрасивая гусеница в прекрасную, порхающую бабочку. Так и у людей, вступающих в брак, но растущих духовно, со временем происходит изменение их душевного устроения с отказом от жизни плоти и с переходом к жизни духа»