Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), духовный наставник, пастырь, проповедник. Около сорока лет был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.
«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон»
«В терпении вашем спасайте души ваши!» (Лк. 21, 19) А тебе бы все готовое да хорошее, а семью-то созидать надо вместе, да с Божией помощью, с постоянным обращением за милостью Божией»
Амвросий (Ключарев) (1820 — 1901), архиепископ Харьковский и Ахтырский, известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.
«Богатство требует труда для накопления и сохранения от растраты и расхищения; самые прочные и великолепные здания – поддержки и исправлений от ветхости и повреждений; человеческое общество – охраны от внутренних и внешних врагов; родство и дружба – от недоразумений и столкновений: очевидно, что и семейная жизнь и счастье не могут в этом отношении составлять исключения; и их надобно возделывать и охранять»
Владимир (Иким) (1940), митрополит Омский и Таврический кандидат богословия.
«Недаром на Руси издревле слова любить и жалеть произносились на одном дыхании. Истинная любовь немыслима без милосердия, сострадания, готовности к самопожертвованию в служении любимому. Только жаление и родственное ему чувство — нежность, а отнюдь не чувственные страсти могут стать скрепой настоящего союза, не страшащегося времени…»
Артемий Владимиров (1961), протоиерей, проповедник, миссионер, член Союза писателей России.
«И мне остаётся, как пожилому уже человеку, вспомнить о том, что после венчания – в этом году у меня тридцать три года венчаного брака – за девятнадцать лет пребывания в квартире то одной мамы, то другой – только девятнадцать лет спустя у нас с матушкой появилось собственное жилище, и то по милости Божьей – я не ссорился никогда ни с мамой собственной супруги, ни тем паче с собственной родительницей, во многом, конечно, благодаря такту и удивительным качествам обеих мам, но, с другой стороны, и благодаря пониманию, что нельзя рубить сук, на котором ты сидишь»
Феодор Бородин (1968), протоиерей, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей.
«Семья: мы, христиане, должны свидетельствовать миру о подлинной норме, о вечных ценностях»
«Мне кажется, нынешнее время для нас, христиан, уникально в том, что мы можем отделить настоящее христианство от дурного в архаике. Ведь наше представление о так называемом «домострое»… Так называемом, потому что о произведении «Домострой» надо отдельно разговаривать. Его мало кто читал, а вот слово «домострой» – уже такой жупел, когда можно бить жену, детей надо пороть, как это было заведено даже у дворян. Просто для острастки устраивали порку. В архаике есть и хорошее, но есть и уродливое, не имеющее никакого отношения к христианству, а мы по привычке считаем, что всё это наши христианские традиции. Пришло время разобраться, что в архаике настоящее, а от чего следует решительно отказаться»
Илия Провада (1973), протоиерей, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, отец семерых детей.
«Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»
«Семья — идеальнейшее средство не закостенеть в эгоизме, выйти за рамки своего собственного «я», даже немножечко забыть, как меня зовут и какого я года рождения, позабыть о себе. Личность свою никчемную позабыть и посмотреть на других. Идеальнейшее средство. Если бы этого не было в моей жизни, мне, наверное, приходилось бы ежедневно в 2 часа ночи вставать, читать акафисты и сотнями бить поклоны, чтобы как-то справиться со своими страстями, с гордыней своей. А тут… только честно неси этот крест, а все средства уже есть. И подвиги никакие не надо уже совершать. Просто смиренно неси этот крест и в голову даже не бери, что его можно с себя сбросить. И все будет нормально»
Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.
«…Вот о достижении чего должна всегда молиться всякая христианская семья с самого начала своего зарождения, стоя под церковными венцами при бракосочетании. Это – венцы света Христова, которые Он дарует новобрачным, чтобы пронести их через всю будущую тернистую жизнь и тем исполнить высокое предначертание христианской семьи и подготовить себя к достойному переходу к новой светлой жизни в Его Небесном Царстве. Отсюда понятны слова св. Иоанна Златоуста, который говорит, что «часто супруги показывают добродетель гораздо более совершенную, чем живущие в монастырях».