Наставления священнослужителей и богословов

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006), духовный наставник, пастырь, проповедник. Около сорока лет был насельником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце XX — начале XXI веков.

«Счастье надо выращивать терпеливо и многими трудами с обеих сторон»

«В терпении вашем спасайте души ваши!» (Лк. 21, 19) А тебе бы все готовое да хорошее, а семью-то созидать надо вместе, да с Божией помощью, с постоянным обращением за милостью Божией»

 

Амвросий (Ключарев) (1820 — 1901), архиепископ Харьковский и Ахтырский, известный проповедник-импровизатор, теоретик церковной проповеди.

«О семейном счастье»

«Богатство требует труда для накопления и сохранения от растраты и расхищения; самые прочные и великолепные здания – поддержки и исправлений от ветхости и повреждений; человеческое общество – охраны от внутренних и внешних врагов; родство и дружба – от недоразумений и столкновений: очевидно, что и семейная жизнь и счастье не могут в этом отношении составлять исключения; и их надобно возделывать и охранять»

 

Владимир (Иким) (1940), митрополит Омский и Таврический кандидат богословия.

«О христианском супружестве»

«Недаром на Руси издревле слова любить и жалеть произносились на одном дыхании. Истинная любовь немыслима без милосердия, сострадания, готовности к самопожертвованию в служении любимому. Только жаление и родственное ему чувство — нежность, а отнюдь не чувственные страсти могут стать скрепой настоящего союза, не страшащегося времени…»

 

Артемий Владимиров (1961), протоиерей, проповедник, миссионер, член Союза писателей России.

«В браке не бывает пустяков»

«И мне остаётся, как пожилому уже человеку, вспомнить о том, что после венчания – в этом году у меня тридцать три года венчаного брака – за девятнадцать лет пребывания в квартире то одной мамы, то другой – только девятнадцать лет спустя у нас с матушкой появилось собственное жилище, и то по милости Божьей – я не ссорился никогда ни с мамой собственной супруги, ни тем паче с собственной родительницей, во многом, конечно, благодаря такту и удивительным качествам обеих мам, но, с другой стороны, и благодаря пониманию, что нельзя рубить сук, на котором ты сидишь»

 

Феодор Бородин (1968), протоиерей, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, отец восьмерых детей.

«Семья: мы, христиане, должны свидетельствовать миру о подлинной норме, о вечных ценностях»

«Мне кажется, нынешнее время для нас, христиан, уникально в том, что мы можем отделить настоящее христианство от дурного в архаике. Ведь наше представление о так называемом «домострое»… Так называемом, потому что о произведении «Домострой» надо отдельно разговаривать. Его мало кто читал, а вот слово «домострой» – уже такой жупел, когда можно бить жену, детей надо пороть, как это было заведено даже у дворян. Просто для острастки устраивали порку. В архаике есть и хорошее, но есть и уродливое, не имеющее никакого отношения к христианству, а мы по привычке считаем, что всё это наши христианские традиции. Пришло время разобраться, что в архаике настоящее, а от чего следует решительно отказаться»

 

Илия Провада (1973), протоиерей, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском, отец семерых детей.

«Брак в церковном понимании — идеальная школа любви»

«Семья — идеальнейшее средство не закостенеть в эгоизме, выйти за рамки своего собственного «я», даже немножечко забыть, как меня зовут и какого я года рождения, позабыть о себе. Личность свою никчемную позабыть и посмотреть на других. Идеальнейшее средство. Если бы этого не было в моей жизни, мне, наверное, приходилось бы ежедневно в 2 часа ночи вставать, читать акафисты и сотнями бить поклоны, чтобы как-то справиться со своими страстями, с гордыней своей. А тут… только честно неси этот крест, а все средства уже есть. И подвиги никакие не надо уже совершать. Просто смиренно неси этот крест и в голову даже не бери, что его можно с себя сбросить. И все будет нормально»

 

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), богослов, историк православной Церкви, доктор химических наук, профессор, кавалер ордена Ленина.

«Домашняя церковь»

«…Вот о достижении чего должна всегда молиться всякая христианская семья с самого начала своего зарождения, стоя под церковными венцами при бракосочетании. Это – венцы света Христова, которые Он дарует новобрачным, чтобы пронести их через всю будущую тернистую жизнь и тем исполнить высокое предначертание христианской семьи и подготовить себя к достойному переходу к новой светлой жизни в Его Небесном Царстве. Отсюда понятны слова св. Иоанна Златоуста, который говорит, что «часто супруги показывают добродетель гораздо более совершенную, чем живущие в монастырях».

 

 

 

Ошибка в тексте