Протоиерей Артемий Владимиров (1961)
В счастливой, гармоничной семье веет атмосфера взаимного доверия, чувствуется теплота любви, лица освещены радостными улыбками, чувствуется взаимное тяготение друг ко другу мужа и жены, люди готовы делиться и бесконечно собеседовать друг с другом, черпая в этом вербальном общении бескорыстное наслаждение.
Все мы знаем, что несчастья, драмы, трагедии имеют место не без воздействия лукавого духа. Вот посмотрите на жизнь культурных народов Ближнего Востока: Ливия, Ирак, Сирия… Страны, по обеспечению и уровню жизни опережавшие Россию на несколько порядков. Сейчас там – пустыня, все воюют против всех. Кто виноват?
У нас передача не политического характера… но, вы понимаете, кто принёс эту демократизацию древнейшим этносам вселенной, превратил в хаос тысячелетиями отлаженную духовную, культурную, экономическую жизнь народов – есть кто-то третий лишний, позавидовавший единению правителя и народа. Но политические реалии отражают духовный миропорядок, и поэтому у диавола руки загребущие, когти длиннющие, очи завидущие – он завидует человеческому счастью.
Завидует верности и любви мужа и жены, мучительно завидует их совместной молитве, единству целей, жизненных установок, которые они выковали с Божьей помощью, с помощью духовника. Враг всегда подкрадывается незаметно. Вот, и говоря о счастливой семье, подумаем, где скрыта слабина? Какую уязвимую точку нащупывает диавол, как осьминог, готовый тотчас ворваться в малюсенькую щель и своими чернилами, атмосферой недоверия, ненависти, злобы помрачить умы и сердца домочадцев?
Прежде всего речь идёт о нравственной чистоте или нечистоте. Почему опытные духовники, конечно, во главе угла рассматривают проблему цельности, чистоты, невинности душ и телес подрастающего поколения? Ведь всем известно, что отрицательный опыт в этой области – потеря девства, какие-то ошибки, падения – безусловно, будет уврачёван всё собой восполняющей благодатью.
Но какой подвиг покаяния, молитвы, какие труды необходимы, чтобы восстановить детскую цельность души, способность радостно воспринимать мир, мажорное мироощущение, преданность и жертвенность выбранному тобой жребию? Всё это характеризует неиспорченные натуры. И, если мы рассуждаем сейчас о том, как создать счастливую семью, и к нашей беседе сейчас приобщаются четырнадцати-, пятнадцати-, шестнадцати-, девятндцатилетние юноши и девушки, размышляющие о том, куда направить свои стопы, то, конечно, хочется напомнить старую как мир истину: красота – это чистота, спасающая мир.
Как важно сегодня не соблазняться дурными примерами, как важно сегодня девушке – привлекательной, светлой, умненькой, общительной – нужно быть готовой показать кулак тому искателю сомнительных приключений, который ещё не успел подружиться с ней, а уже требует определённого рода отношений.
Барышни даже жалуются батюшкам: «Батюшка! На меня смотрят, как на чудачку, говорят, что я с луны, что ли, свалилась!»… «Батюшка! Если я ничего не позволю этим митрофанушкам, я останусь в Торричеллиевой пустоте, я буду изолирована от мужского внимания!»… «Батюшка, вы, наверное, не знаете, какие сейчас молодые люди – им нужно всё и сразу!»… Козлы они, а не молодые люди, прости меня, Господи, за такие грубые слова! Впрочем, автолюбители употребляют и другие слова о крупном рогатом скоте, когда их кто-то подрезает.
Да, действительно, хорошо смеётся тот, кто смеётся последним. И, если в нашем обществе есть развратные особы, охотящиеся за чужими мужьями, пускающие в арсенал, надувая себе губы, все средства для соблазнения этих чебурашек, то всё-таки, когда речь идёт о счастливой семье, пусть наши девушки и юноши архивные будут солнечными зайчиками – светлыми, радостными, пусть они сумеют поддержать разговор, стать душою общества, но не скользят по наклонной плоскости неразборчивого общения, безнравственного поведения.
Потому что счастливый брак всё-таки заключается на небесах, а не в зал ночной дискотеки со всякими приключениями топлесс, шансон, коктейль, экстази и прочим ужасом, о котором я просто не имею права говорить и делиться с неискушёнными слушателями и зрителями.
Мне кажется, очень неплохо и девушкам, и юношам начать серьёзно изучать книгу о правилах bon ton – хорошего тона, пусть даже переизданную, с дореволюционным содержанием, потому что всё-таки семья, братцы мои – это не жизнь отшельников и анахоретов, в семье не бывает пустяков.
Но совместное жительство мужа и жены, которые обетами верности и любви скрепили свою решимость идти рука об руку дорогой жизни, предполагает множество мелочей, из которых складывается наша жизнь: умение поздороваться – не с хмурым лицом, глаза в кучку – но так, чтобы на душе твоей половины барометр показывал «ясно»; знание, как вести себя за столом, чтобы супруга, которая является невольным свидетельством нашего мужского брутального аппетита, про себя не отвешивала нам всякие характеристики – увалень, неотёсанный Емеля…
Умение черпать столовой ложкой суп из тарелки, не звеня, как арестант, посудой, вкушение этого супа без дополнительных звуковых спецэффектов, чавканья, знание, что нельзя большие куски отправлять себе в рот и проглатывать их, не прожёвывая, умение строить общение так, чтобы муж и пять, и десять, и двадцать лет спустя оставался галантным рыцарем, чтобы он умел созидать вокруг себя порядок и красоту, чтобы супруги немного стеснялись друг друга, даже на серебряной свадьбе – это всё очень тонкая материя, и я утверждаю, что во многих случаях любовь, авансом дарованная молодым, как вода сквозь пальцы утекает именно из-за нравственной неразвитости, отсутствия душевной – не духовной, а душевной – культуры, неумения словесно общаться друг с другом, неумения будни превращать для ближнего, для ближних, в праздник. И это – целая проблема, а, может быть, это – то, что должно быть предметом обучения, назидания для будущих супругов в общении с их пастырями.
Конечно же, жизнь по плоти или родовая жизнь человечества порядком отличается от того, что у молодёжи называется чувственное удовольствие. Для многих мирских особ оно возносится на пьедестал, когда речь идёт о любви мужчины и женщины. И думается, что не обойтись без мудрых пастырей, которые, конечно, должны проявлять великую деликатность и такт, чтобы не смутить нехотя жениха или невесту.
Но, с одной стороны, держаться в пределах естества, не приносить нашу природу в жертву сладострастию, не расточать свои потенцию и дар материнства-отцовства, и попечение о плоти не превращать в похоти, одним словом, быть верным голосу матери-Церкви и назначению мученических венцов, а, с другой стороны, не превращаться в доку, в буку, в книжника, не засушивать любовь, и бесконечным напоминанием со стороны жены об ограничениях и запретах не добиться противоположного результата – это, конечно, большое искусство, в основе которого должна стоять искренняя молитва и сокровенное доверительное общение с умным духовником, который не будет перегибать палку, зная правило: где тонко – там и рвётся.
Конечно, должно быть общее творческое поприще. Как правило, оно выражается в рождении и воспитании детей. Ведь не секрет, что мы вместе с нашими детьми и молимся, и учимся, и поступаем в подготовительное отделение, учимся читать по складам, изучаем три правила арифметики… Всё это – творчество. И, конечно, счастливая семья рождается и крепнет там, где душевные силы родителей обращены на детей, на их взращивание, на воспитание, на размышления о том, как сохранить детскую душу чистой, как создать для неё детский мир, среду обитания и выживания, как сделать семейную атмосферу насыщенной, радостной, творческой, прогретой теплом, освещённой улыбками. И мы сейчас только ставим эти проблемы, потому что каждый из перечисляемых мною пунктов достоин трёхчасового прямого или непрямого эфира.
Без кормильца и труженика это невозможно. Мы живём в стране, где только потихонечку раскручивается маховик социальной государственной помощи молодой семье: всякие материнские и бабушкины капиталы, ипотеки, какие-то прибавки «будет зайка – будет лужайка»: за третьего ребёнка – полторы тысячи, за шестого ребёнка – пятнадцать тысяч…
Но, безусловно, проблем больше, чем разрешённых трудностей, и сегодня, в век тотального кризиса и санкций, наверное, самое больное и слабое место в семье и предмет всегдашней заботы и попечения молитвенного со стороны священника – это какая-то вялость и квёлость наших мужей, притупленное или ослабленное чувство долга и ответственности за материальное благосостояние, между тем, как человек со здоровой психикой и супружеской психологией действительно должен быть готов на трёх-пяти работах от зари до зари вкалывать, трудиться, ишачить, не гнушаясь никакой случайной работой – только бы в мозолистых руках на хохломском подносе приносить милой дивиденды – любви прекрасные моменты.
И, сколько ни рассуждай о счастливой семье, но если муж – как второй Обломов, лишённый, кстати, его изящества в почитании на диване, то, конечно, женщина – существо и прекрасное, но и практическое одновременное, не лишённое здоровой прагматики, будет сначала смущаться, а потом просто впадёт в депрессию, если она не уверена в завтрашнем дне, если она не имеет возможности купить ребёнку биомороженое без вредных консервантов, ингредиентов, ароматизаторов, аккумуляторов и прочих ненужных нам специй. Вот, это – вопрос.
Счастливая семья – это такая семья, где гармония между веком нынешним и веком минувшим. И, знаете, когда невестка подозревает, что свекровь занимается чёрной магией, а тёща считает, что зять её присушил, присыпал, обратившись к какому-то местечковому экстрасенсу, решил извести на корню – о, времена, о, нравы! И меня, безусловно, глубоко огорчает этот комплекс, эта незаживающая язва, родовая травма в мозгах молодых, красивых, талантливых мужа и жены, у которых не хватает ни интеллекта, ни сердца, чтобы уметь выстроить адекватные, нормальные, человечьи, а не звериные взаимоотношения с родителями своей половины.
Просто я этого не понимаю, когда молодая мама накладывает санкции на мать своего мужа, добивается тотальной изоляции свекрови так, что та не видит своей внучки, и только заочно, дай Бог, по Skype, может поговорить с пятилетней Машенькой, которой её мама внушила, что нет страшнее и опаснее человека, чем родственники её мужа. Вот, это оскудение любви и отторжение, отчуждение молодёжи от родителей, мне кажется, подсекает основы бытия семьи и обрекает её на кризис, если не на фиаско, разрушение, потому что благословение родителей утверждает дома детей и умение – да, родители не ангелы, да, они ограничены – всё-таки выстроить приоритеты, умение воздавать должное родителям, сохранить какое-то светлое, позитивное, пусть не лишённое мягкого юмора лёгкое взаимоотношение с нашими мамами – да, гиперактивными, да, иногда лишёнными, обделёнными чувством такта, не имеющими деликатности.
Но всё-таки искусство человеческого общения сегодня – это основа основ для семейного счастья.
И мне остаётся, как пожилому уже человеку, вспомнить о том, что после венчания – в этом году у меня тридцать три года венчаного брака – за девятнадцать лет пребывания в квартире то одной мамы, то другой – только девятнадцать лет спустя у нас с матушкой появилось собственное жилище, и то по милости Божьей – я не ссорился никогда ни с мамой собственной супруги, ни тем паче с собственной родительницей, во многом, конечно, благодаря такту и удивительным качествам обеих мам, но, с другой стороны, и благодаря пониманию, что нельзя рубить сук, на котором ты сидишь. И поэтому признательность и благодарственное расположение, душевное, тёплое общение с родителями – это краеугольный камень счастливой семьи.
Таким образом, дорогие друзья, будем кузнецами и кузнечихами собственного счастья. И как бы хотелось, чтобы с первых дней, месяцев семейного общежития, супруги, изучая почти восьмитысячелетний опыт человечества, отталкивались от чужих ошибок – мудрый муж не согрешает дважды, а мудрая жена и единожды – созидали бы свой домашний рай с одной мыслью: мы призваны, выходя на простор речной волны, переносить те тёплые, светлые, с полной глубиной радости взаимоотношения мужа и жены на встречного и поперечного, на ближнего и дальнего.
И то, что мы имеем по естеству – взаимное влечение друг к другу и желание положить жизнь за близкого человека в сублимированном – надеюсь, вы меня правильно понимаете? – в очищенном виде, призвано переносить на взаимоотношения с сослуживцами, с прихожанами, со всеми, с кем только промысел не сводит нас на перекрёстках жизни, то есть расточать душевное тепло и любовь, согревая этот страждущий, холодный мир теми импульсами, которыми нас обогащает наша семья.
И когда у нас будет эта жертвенность, когда мы поймём, что мы призваны делиться Богом данным богатством, тогда оно по некоторому закону перераспределения любви будет прибывать и светлым потоком литься в нашу семью, ибо у Бога всего много, и чем больше мы отдаём ближним, тем больше получаем.