«Телесное единство двух любящих друг друга людей – не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одним другого, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему»
Митрополит Антоний Сурожский
Паисий (Эзнепидис) Святогорец (1924 — 1994), преподобный, схимонах Константинопольской православной церкви. Один из самых уважаемых греческих старцев и духовных лидеров греческого народа XX века, монах Афонской горы, известный своей подвижнической жизнью, духовными наставлениями и пророчествами.
«Плоть должна помочь освящению души, а не погребать душу. Не говорю, что тот, кто живет после одного-двух детей в девстве, или имеют отношения только раз в год для чадородия, или тот, кто воздерживается в периоды постов, и т. д., должен первым получить оценку 10, вторые — 8, третьи — 6 и четвертые — 4. Бог видит усилия каждого и силы, данные Им каждому, и воздаст каждому соответственно»
Георгий (Шестун) (1951–2022), архимандрит, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии.
«Про интимную сторону брака говорить особенно не принято, потому что главное в браке все же духовное единение. Венчанный брак сохраняет целомудрие, не повреждая внутренний духовный мир супругов и после их вступления в супружеские отношения»
Игорь Гагарин (1959), протоиерей, преподаватель Закона Божьего и истории Церкви в Православной гимназии им. свщмч. Константина Богородского, писатель.
«Церковь не только не осуждает эти отношения, если в основе лежит любовь, Церковь устами святых отцов и даже устами Священного Писания пользуется этими отношениями как неким образом для изображения более возвышенной любви, любви между человеком и Богом. Одна из самых прекрасных и удивительных книг Библии — это Песнь Песней, в которой людей, склонных к излишней строгости, многое может смутить»
Артемий Владимиров (1961), протоиерей, писатель и проповедник, педагог. Член Союза писателей России.
«Помните слово апостола: «всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа» (Кол. 3:17), — а значит, с радостью, с полнотой внутренних чувств. В супружестве, Богом освященном и благословленном, есть место подвигу вдохновения, великодушия, благородства, терпения, снисхождения — добродетелей, которые вовсе не выводятся из каких-либо физиологических функций»
Максим Козлов (1963), протоиерей, профессор Московской духовной академии, богослов, педагог и религиозный публицист. Председатель Учебного комитета РПЦ.
«С другой стороны, церковное освящение супружеского союза — это не санкция на непотребство. Как благословение трапезы и молитва перед едой — это не санкция на чревоугодие, на объядение и тем более на опивство вином, также и благословение брака — это никоим образом не санкция на вседозволенность и пиршество тела — мол, делай все, что хочешь, в каких угодно количествах и в какие угодно сроки. Безусловно, трезвому церковному сознанию, опирающемуся на Священное Писание и Священное Предание, всегда свойственно понимание того, что в жизни семьи — как и вообще в человеческой жизни — существует иерархия: духовное должно главенствовать над телесным, душа быть выше тела»
Глеб Каледа (1921 — 1994), протоиерей, церковный писатель, советский и российский геолог. Первый ректор Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Первый московский священник, служивший в тюрьмах. Доктор геолого-минералогических наук, профессор.
«Обращаясь к христианским супругам, Климент Александрийский пишет: «человеку надо воздерживаться от сладострастия, здесь должны быть мера и границы». Отсутствие воздержания закрывает друг от друга полноту восприятия троичности личности каждого из супругов, – любовь подменяется сладострастием. В браке необходима воздержанность – от монахов требуется воздержание. Счастливый я человек, «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12)»
Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.
«Но мне эта тема интересна не с богословски-умозрительной точки зрения, не с исторической или полемической, а с практической. Как нам, современным христианам, нужно соблюдать супружеский пост? Как приложить опыт Церкви в этом вопросе к нашей жизни, какие здесь существуют правила и какие исключения? Вот, что интересно для меня»
Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии Самарского ГУПС, педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии, православный психолог.
«Гармоничные интимные отношения в браке — естественное продолжение единения мужа и жены на уровне духа и души. «Если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться?.. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей и которую дал тебе Бог под солнцем…» (Еккл. 4:11, 9:9)»