Иоанн Златоуст (около 347 — 407), святитель, архиепископ Константинопольский, богослов, один из трех Вселенских святителей, автор последования Божественной Литургии.
«Брак есть врачество, истребляющее блуд»
«Хочешь ли узнать в точности, как велико это зло? Представь, какую жизнь ведут те, которые подозревают своих жен, как неприятна им пища, неприятно питье. Им кажется, что стол их наполнен отравами, и как от заразы, бегут они от своего дома, исполненного бесчисленных зол. Нет у них сна, не приносит им спокойствия ни ночь, ни общество друзей, ни сами лучи солнца; но сам свет считают они несносным для себя не только тогда, когда видят, что жена предается прелюбодеянию, но даже если только подозревают ее в этом. Подумай же, что и жена терпит то же самое, когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предал себя блудной женщине»
Афанасий (Николау) (1959), митрополит Лимассольский, проедр Амафунтский и Курийский (Кипрская Православная Церковь).
«Брак – это путь к спасению человека»
«Когда человек не довольствуется своими собственными суждениями и решениями, а смиряется и принимает взгляд других, то он освобождается от уз эгоизма и входит в пространство смирения, пространство свободы. Смирение — это то, чем наполнено сердце Христа, и ему всегда сопутствует кротость. Эти две добродетели — смирение и кротость — являются необходимыми опорами, поддерживающими здание семьи, которое должно выдержать внешние и внутренние бури и напасти. В кругу семьи, телесный и духовный возраст членов которой различен, равно как разнятся их настроения и состояния, кротость является объединяющим средством. Именно она ведет к зрелости и совершенству»
Василий (Родзянко) (1915 — 1999), епископ Сан-Францисский и Западно-Американский (Православная Церковь в Америке)
«Сущность брака в том, чтобы победить человеческую обособленность»
«Для того, чтобы нам понять всю эту трагическую историю и все эти различные пути, которые у нас на Земле происходят в связи с этим, нам нужно понять сущность брака, сущность семейной жизни, в чем она заключается. Она заключается в том, чтобы победить человеческую обособленность. Я говорю сейчас о земных условиях, разумеется. Эта обособленность явилась сюда, на эту Землю, в результате нашего греха…»
Глеб Каледа (1921 — 1994), протоиерей, церковный писатель, советский и российский геолог. Первый ректор Катехизаторских курсов, впоследствии преобразованных в Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Первый московский священник, служивший в тюрьмах. Доктор геолого-минералогических наук, профессор.
«Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: «Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне».
Максим Первозванский (1966), протоиерей, клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе, главный редактор православного молодёжного журнала «Наследник», духовник молодёжной организации «Молодая Русь».
«Почему церковь считает брак святым, а развод недопустимым? Что, жалко, что ли? Ну, пожил с одной или с одним, ну, не сложилось. Люди нравились друг другу, было им хорошо, а потом прошло десять лет, и они поняли, что они — чужие люди — и по-хорошему разошлись. А почему церковь против-то? Была одна любовь — стала другая. А оказывается, здесь очень важная вещь: именно через любовь к мужу и к жене, продираясь через эти самые искушения, помыслы и прочее, прочее, прочее — мы только тогда приходим к настоящей Любови»