«Берегите семью свою, это Божье благословение вам и путь спасения. Не спеши, не корежь и не сокрушай ни себя, ни семью свою, а поступай всегда вдумчиво в каждой житейской ситуации. да ещё не забудь сказать: «Господи, помоги! Господи вразуми!»
Вот и будешь учиться. Главное в этой науке — научиться владеть и управлять не другими, а собой. Бог есть любовь, и пребываяй в любви в Боге пребывает. Вот и вся наука. И еще помните, что счастье надо тоже выращивать терпеливо и многими трудами со всех сторон. Только тогда, когда у обоих вас будет глубокое чувство ответственности пред Богом, будет созидаться семья.
И еще скажу тебе: в любом случае, с кем бы человек ни начинал строить семейную жизнь, он пройдет периоды искуса, ведь готового счастья не бывает, и зависит оно не только от мужа, но и от жены в той же мере.
При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна.
вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли… розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко»
«Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.
Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастья опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастье улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностью, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга»
«В браке праздничная радость первого дня должна продлиться на всю жизнь; каждый день должен быть праздником, каждый день муж и жена должны быть новы и необыкновенны друг для друга. Единственный путь для этого – углубление духовной жизни каждого, работа над собой»
«Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца»
«Вступая в общение с человеком, заранее смирись с тем, что он принесёт и привнесёт в твою жизнь известную тяжесть, известный груз, который ты должен подъять, то есть, должен потерпеть его, должен воздержаться от осуждения его, должен покрыть его немощи своей любовью, должен восполнить ему недостающее своей собственной молитвой.
так муж мыслит в отношении своей жены.
так мать мыслит в отношении своих детей.
так друг мыслит в отношении своего друга.
а кто так не мыслит — то не знает ни самого себя, не знает ни природы человеческой, ничего не понимает в общении с ближними…
• подходи к человеку осторожно, как к только что распустившемуся цветку.
• когда начинаешь говорить с ним, не забудь в душе помолиться.
• душу свою открывай не всякому, дабы не потерпеть после большого вреда.
• Знай, что человек проявляет себя не сразу, но по прошествии долгого времени.
• берегись пристрастия к ближнему, чтобы затем не отвратиться от него.
• замечая в ближнем недостатки, осуждай не его, а себя. ведь все недостатки, которые ты замечаешь в людях, гнездятся в тебе самом.
• встречая человека, старайся быть весьма приветливым, улыбка да будет на устах твоих.
• не стесняйся говорить больше добрых слов — от них теплеет на сердце.
• когда собеседник пленён страстью (гнева, печали), лучше молчать и молиться.
• бойся расстаться с человеком в немирном духе. лукавый уловляет тех, кто не щадит немощей людских.
• старайся совершенно не осуждать людей, но лучше оправдывай их. Сокрушаясь о человеке, ты помогаешь ему исправиться.
• не позволяй никому льстить тебе.
• помни, что ближний не вещь, — не будь собственником.
• в отсутствие людей вспоминай их имена на молитве — и они сохранят любовь к тебе»
«Главное богатство человека на земле — это люди, которые его любят. Чем их больше, тем человек богаче. Семья – это именно такие люди: жена, которой не было, а теперь она есть; дети, которых вообще не было, а теперь Господь их вам дал. Если человек любит только себя, то, конечно, в семье ему тяжелее. Несчастным человека делает не семья, а неумение любить»
«Главная тайна любого настоящего брака — в том, что в нем двое должны научиться быть единством. При этом — не поглощать друг друга, не отрицать друг друга, не растворяться друг в друге, а сохранять свою уникальность, исключительность, с уважением принимать то, что есть в другом, но и не предавать себя, то, что тебе самому ценно»
«Важно не забывать, что мы вступили в брак, чтобы служить друг другу, радовать другого человека и самим получать радость от семейной жизни. И глобальная задача состоит в том, чтобы научиться получать радость не от того, что тебе кто-то что-то сделал, а от того, что ты сделал ради другого человека! Когда ты этому научишься, у тебя появится такая радость, с которой ничто не сравнится, и ничего другого не надо будет: ни подарков, ни похвал! А на самом деле – это исполнение заповеди Божией о том, что служишь Богу, служа ближнему. Почему Господь для Адама создал Еву? Ведь он был в раю, Господь о нем заботился, кормил его, напрямую общался с ним, почему же нехорошо быть человеку одному? Зачем ему еще какая-то жена? – Жил бы себе, с Господом общался, чего же еще выше?! Нет, Господь дает Адаму жену потому, что человек один превращается в эгоиста, начинает жить только для себя – то есть превращается в потребителя. Когда рядом другой, служа ему, мы служим Богу, Которому от нас, кроме сердца нашего, смиренного и сокрушенного, ничего не нужно! Богу нужно выражение этой любви к Нему через любовь к ближнему – а это наши супруг или супруга, дети, мать, отец… Очень хорошо каждое утро начать с молитвы: «Господи, помоги мне побольше давать этому человеку радости и поменьше его огорчать». Это наполняет смыслом и счастьем твою жизнь и жизнь твоих близких!»
«При наличии добрых отношений в браке между мужем и женой происходит взаимное воспитание друг друга за счет того, что им обоим приходится терпеть слабости друг друга. Именно через терпение происходит духовный рост, так как Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваша». Поэтому мужу и жене важно сохранять добрые отношения между собой, а все остальное естественным образом приложится»
«Духовная любовь доступна всем людям, независимо от уровня их культурности. И всюду, где она обнаруживается, она является истинным источником прочности и красоты семейной жизни. В самом деле, человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особливость характера, сердечную глубину, для которых внешний состав человека служит лишь телесным выражением или живым органом»
«Надо стараться никому не делать больно. Очень коротка наша жизнь, невероятно коротка, и как-то надо суметь ее прожить с теплом для других, уж если не с любовью, то с каким-то теплом для других. Людям и так уж больно, человек начинает плакать, как только он появляется на свет. Так вот страшно, если мы не уменьшаем, а увеличиваем этот плач. Если человек отдаст отчет на последнем Суде за каждое праздное слово свое, то тем более за каждую Слезу, им вызванную у других. Любовь достигается, а не кладется в карман, как свежий носовой платок. Так и сказано: «Достигайте Любви»
«Благословенная трудность семьи — в том, что это место, где каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к Другому. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Ох, этот Другой — он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали — он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу — через Ближнего»
«Самое главное — понять, что по любви браков нет — женятся по влюбленности. Потому что любовь – это чувство, которое появляется спустя долгие годы в результате долгого труда. Точно также, чтобы получить образование, нужно хотя бы пять лет проучиться в институте. И любви тоже нужно учиться: хорошо учишься – получишь, нет — так тебя выгонят. Мы с батюшкой в браке уже тридцать шесть лет, а девушкой я думала: какая там любовь в пятьдесят с лишним лет? Она есть, растет и растет, и нет ей предела»