Афанасий (Николау) (1959), митрополит Лимассольский, проедр Амафунтский и Курийский (Кипрская Православная Церковь).
«Услышать другого или в чем залог счастливого брака»
«Если ты говоришь, к примеру: «Но почему моя жена мной недовольна? Я хороший муж, работаю, приношу деньги в дом, всё, что она хочет, она покупает, сколько денег хочет иметь — пожалуйста, летом отправляется в путешествия. Чем она недовольна?» А жена, со своей стороны, думает о муже: «Я ему готовлю, стираю, я честная женщина, у меня ничего больше нет в жизни, кроме семьи. Чем он недоволен?» Они не понимают — это хорошо и необходимо, но это не то, что приближает другого человека. Эмоциональный и душевный контакт — вот то, что имеет значение в браке, а уже потом всё остальное. И чтобы это произошло, нужно увидеть другого человека таким, какой он есть»
Павел Гумеров (1974), протоиерей Русской Православной Церкви, духовный писатель, публицист.
«Мужчина думает, что когда женщина начинает говорить о своих переживаниях, она ждет от него мудрого мужского совета, просит о помощи. Он начинает перебивать ее (ведь все и так ясно) и, не дав закончить монолог, начинает предлагать способ решения ее проблемы. Женщина все это расценивает как полное неуважение к ее чувствам: она не ждет мгновенного решения, она хочет, чтобы ее выслушали! И здесь, опять-таки, может произойти конфликт»
Морозова Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры теологии Самарского ГУПС, педагогики и психологии Самарской православной духовной семинарии, православный психолог.
«Что помогает близости супругов»
«Проблема состоит в другом: а все ли эмоции можно и нужно выражать в супружеских отношениях, не нарушим ли мы тем самым гармонию в браке, не обидим ли своей вспышкой близкого человека? В психологии этот вопрос остается без ответа, но существуют некоторые правит выражения эмоций, в частности…»
Михаил Завалов (1959), православный психолог и психотерапевт, учитель школы «Ковчег», специалист по детям с особенностями развития.
«Встречается плохое единодушие: кто-то подавляет свою искренность, чтобы соответствовать стандарту — тому, что нужно супругу, или «христианскому браку», «счастливому браку». Когда люди искренни, они открывают, что можно быть собой — и при этом быть вместе. Только такие отношения несут в себе полноту»
Ольга Лысова—Бродина, православный семейный психолог, автор портала «Православие.Ru»
«Конструктивный диалог – лишь помощник в отношениях между мужем и женой. А в центре зарождающейся и развивающейся настоящей любви всегда находится встреча на сердечной глубине, там, где живет Образ Божий. И ядром любви взаимной и счастливой является не рациональный конструктивный диалог (как часто думают современные мужчины и реже, но тоже нередко женщины), а именно сердечный диалог…»