Бывают ли счастливыми вторые браки?

«Но как же быть человеку, который оступился? — спросит нас читатель. — Как жить тому, кто уже не может воздать Господу благодарение за то, что сохранил целомудрие и уберег от развода свою семью? Как такому человеку воспользоваться этими советами?» Если потеряно целомудрие, то его уже не вернешь. Семью очень трудно построить заново, но нельзя думать, что кто-то из нас обречен и уже не увидит ничего светлого. Это не так.

Все, что мы сказали о браке, — это те высокие требования, которые Церковь предъявляет к православной семье. Господь сказал, что «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Христиане должны быть подобны светильникам, изливающим свет на мир. Но Церковь никого не осуждает. Многие люди нашего времени наделали ошибок, увлекшись по неведению и слабости человеческой природы ложными идеями. Женщины, которые делали аборты двадцать, тридцать лет назад, настрадались, претерпели скорби и очистились покаянием. Они отличаются от тех, кто сегодня убивает нерожденных детей, когда и наука, и христиане, и все здравомыслящие люди открыто признают аборты злом. Такие женщины не имеют оправдания своим преступным действиям. Церковь различает тех, кто грешил по неведению и тех, кто знает волю Божью, но поступает против нее.

Есть крепкие семьи среди неверующих людей, и есть семьи воцерковленные, в которых нет мира. Но не надо забывать о том, что среди современных православных — много новообращенных. Для того, чтобы загладить грехи перед Господом, требуется время и великий подвиг терпения скорбей. Господь иногда дает все в этой жизни тому, кто получит вечное наказание после смерти. Такого человека можно сравнить с Евангельским богачом, который жил праздно, одевался в шелковые одежды, веселился, пировал, но получил сполна свою меру скорби, унаследовав вечное мучение. Совсем не обязательно настраивать себя на счастье. Семейное счастье — это, возможно, участь тех немногих, которые особенно потрудились. Семейные скорби вовсе не являются признаком богооставленности. Скорби — это путь спасения христиан в последние времена. Мы не можем как подобает вести христианскую жизнь, не умеем молиться, поститься, но Господь все равно не оставляет нас, посылая скорби, и за безропотное их несение сторицею воздает нам в будущей, а иногда и в настоящей жизни. Скорби врачуют грехи. Нам не нужно вопрошать Господа о том, за что Он посылает испытания. Его за все нужно благодарить.

Сейчас в Церковь приходит много несчастных в семейной жизни людей. Женщина говорит на исповеди: «Дочь оскорбляет меня, а муж мне изменяет». «Ну а ты, — спрашивает ее батюшка, — слушалась ли свою мать? Не изменяла ли мужу (может быть, до брака)? Раскаялась ли в этом? Нет? А ведь Господь все делает для нашего вразумления, он никогда не оставляет нас».

Есть такая притча: один человек после смерти увидел свою жизнь в виде долгого пути. Путь был разделен на несколько частей. Отрезки, по которым человек шел один, чередовались с теми, на которых его сопровождал Спутник. И вдруг человек понял, что его Спутником был Сам Господь, а те места, что он проходил один, были самыми трудными этапами его жизни. Тогда он спросил: «Почему, когда мне было хорошо, Ты шел со мной рядом, а когда начинались испытания, я оставался один?». «Нет, — отвечал Господь, — в те дни, когда тебе было трудно, Я нес тебя на руках».

Господь всегда рядом с нами. Он никогда не посылает испытаний выше наших сил, и даже в самих испытаниях подает утешения. Он, как мать, которая стоит всегда рядом с младенцем, начинающим ходить, и готов утешить, приласкать, поддержать. Если человек понял и осознал то, что в его жизни было много ошибок, которых он не хочет повторить, то приходит желание исправиться, измениться, принести покаяние. Покаяние — это самый главный поступок человеческой жизни. «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7). Когда человек скорбит об ошибках — это великое благо. Он имеет право верить в то, что начнется новая страница его жизни. Желание принести покаяние производит в человеке дивную перемену.

Отвечая на вопрос: «Бывают ли счастливыми вторые браки?», можно сказать так: «У Бога все бывает». Я знаю случаи счастливых вторых браков. Когда первый брак заключен по легкомыслию, без родительского совета, без благословения духовника, его и браком-то назвать нельзя. Это, скорее, жизненная ошибка. И если человек покаялся в ней, очистился воздержанием, многое претерпел, то, конечно, второй раз он сделает свой выбор более обдуманно, и, хочется верить, что такой брак будет счастливым. Примеры тому есть.

Прихожане часто спрашивают: «Как надлежит общаться с бывшими супругами и детьми от первых браков?». Из народного эпоса мы знаем много грустных историй о мачехе и падчерице, об отчиме и пасынке. Однако здесь вся ответственность лежит на взрослых, и плохое отношение детей к новой родне — это «заслуга» того, кто приложил к этому усилия. Дети чище взрослых, и, если они видят, что их любят, им искренне хотят помочь, с ними хотят дружить, они, как правило, принимают доброе и ласковое отношение и испытывают чувство благодарности за то, что их не отвергли в новой семье. Хотелось бы только посоветовать взрослым — не общаться без необходимости с бывшими супругами, особенно, если те еще не устроили свою личную жизнь. Враг хитер, и найдет способ внести разлад в отношения новой семьи, поэтому лучше исключить то, что в наших силах.

Священник Андрей Овчинников

Ошибка в тексте