Обязательно ли благословение на брак со стороны родителей или духовника?

Начну с родительского благословения. Его необходимость была бы оправдана соответствующим воспитанием, предполагающим такие отношения между детьми и родителями, которые существовали, например, в хорошей семье эпохи домостроя – так, как она описана у протопопа Сильвестра. С одной стороны, у детей должна присутствовать такая готовность к послушанию, которая предполагает бесконечное доверие к родителям и полное приятие их воли. С другой стороны, родители должны быть готовы нести такую ответственность за детей, чтобы определять выбор ребенка, исходя не столько из своих предпочтений и приоритетов, сколько из соображений конечного блага души и земного бытия своих детей. Часто ли мы встречаем сейчас такие высокие отношения между детьми и родителями в современных, пусть даже православных, семьях? Нечасто, скажем честно. Поэтому мне видится, что в сегодняшней реальной ситуации роль родителей скорее состоит в мудром совете, подсказке и в коррекции поведения ребенка при выборе спутника жизни, а иной раз – в попытке оградить детей от явно неверного, гибельного шага. Большое счастье, если выбор детей совпадает с мнением родителей и ребенок получает их поддержку и одобрение. Но считать, что несогласие родителей есть абсолютное препятствие к браку, нельзя было уже в XIX столетии. Святитель Филарет в своей резолюции говорил, что несогласие родителей не является основанием отказа в заключении брака. Поэтому родительское благословение на брак сегодня является скорее нравственной установкой и целью, идеалом, к которому нужно стремиться, но никак не необходимым каноническим требованием.

Что касается окормления духовником, то его участие в принятии столь важного и судьбоносного решения, безусловно, пойдет только на пользу. Я даже не касаюсь тех исключительных случаев, когда речь идет о духоносных старцах, святость которых несомненна и которые видят в наших жизнях, душах и судьбах больше, чем обычный человек. Разумеется, молодым людям, намеревающимся вступить в брак, благоразумнее будет обратиться за духовным советом к священнику и всячески стремиться соотносить свои решения и поступки с его мнением и предостережениями. Но не думаю, что священник будет поступать благоразумно, если на основании своих наблюдений, предпочтений, вкусовых или нравственных оценок воспрепятствует заключению брака в виде жесткого запрета. Гораздо большую духовную помощь окажут советы или предостережения. Даже если священник видит явную обреченность предстоящего супружества, то самую большую пользу он может принести лишь попыткой максимально отдалить момент заключения брака, удлинив срок добрачного общения молодых людей. Это поможет им принять более трезвое решение – возможно, по воле Божией, которая, как это часто бывает, может открыться им через обстоятельства жизни. Мы знаем, как время помогает призрачным замкам рассыпаться, а реальному благу – иной раз вопреки рассудочной логике и эмпирической очевидности – осуществиться.

Протоиерей Максим Козлов

Ошибка в тексте