«Из Священного Писания явствует, что под покровом брака скрывается что-то таинственное, небесное, вечное, что брак есть образ чего-то божественного, сверхчеловеческого, что начало его – здесь, на земле, а завершение, исполнение – на небе, в вечности. Поэтому апостол и говорит: «и будут двое одна плоть. Тайна сия велика, я говорю по отношению к Христу и Церкви» (Еф. 5:31–32). Параллель эта основывается не на внешнем сходстве, а на внутреннем единстве и тесной их связи между собою, так как единение мужа и жены подобно единству Христа и Церкви.
«Христианская супружеская любовь, понимаемая, прежде всего, как полное и неразрывное нравственное общение жизни, для взаимодополнения и взаимовспоможения, имеет глубокое природное основание. Взаимовосполняя друг друга в брачном жизнеобщении, супруги, с течением времени, все теснее и теснее соединяются между собою. Мысли и чувства одного делаются понятными для другого без слов, каждый видит в другом как бы часть самого себя». При таких условиях, христианская идея слияния двух жизней в одно неразрывное целое, выражаемая в словах апостола – «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе» (1Кор. 11:11), – становится действительностью.
Каждый из супругов любит другого как самого себя, или даже больше, чем себя, во всякую минуту готов пожертвовать для него всем. Супружеская любовь делается, таким образом, действительным отображением беспредельной любви Христа к Церкви, по которой Он даже себя предал за нее». Человек оставляет отца и мать, чтобы быть одной плотью с женой, а Сын Божий «оставил» Отца Небесного, сошел на землю и через воплощение стал единою плотью со Своею Церковью. Духовный союз Христа и Церкви является продолжением и осуществлением тайны брака. И этот союз имеет характер жертвенности, ведь Христу «необходимо» было принести в жертву Себя (иначе не сохранилась бы свобода выбора), чтобы освятить нас, представить Себе без пятна и порока. И поэтому супружеские отношения тоже несут характер жертвенности, кажется, что они своей жертвенной любовью, преодолевая грех и пороки, освящая друг друга, повторяют подвиг Христов. Оказывается, что тайна брака непосредственно связана и реализуется в тайне искупления, тайна искупления реализуется в тайне Церкви, именно поэтому апостол тайну брака возводит к Церкви Христовой. «Действительно велика и более чем велика есть и будет эта тайна, потому что, какое общение и единство, близость и родство имеет жена к мужу и муж к жене, такое … имеет Владыка и Творец всего со всей Церковью, как с одной женщиной».
«Идеальная православная семья, представляя собой малую Церковь, помогает каждому своему члену достигать Царства Небесного. Об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос». Уместно привести здесь и слова святителя Феофана Затворника: «Кто в семье живет, тому и спасение от семейных добродетелей»; «Совершенства можно достигнуть и среди семейной жизни. Надо только страсти погашать и искоренять».
Святитель Лука Крымский говорил о браке как о своего рода школе любви: «Виды любви различны: есть любовь мужа к жене, жены к мужу, любовь родителей к детям, любовь детей к родителям… Есть самая совершенная степень любви, самая высокая и самая святая – любовь к Богу. Во всяком деле надо постепенно восходить от простого к высшему. Посему брак да послужит нам в целях обучения любви. Любовь супружеская легка, ибо она поддерживается сильным непрестанным стремлением одной плоти к другой, она укрепляется неразрывной телесной связью».
Должный порядок отношений между мужем и женой описывается в Священном Писании, в частности у апостола Павла: «Муж, оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7: 3–4); «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви… Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену, любит самого себя… Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа»(Еф. 5: 22–25, 28, 32–33).
Достойно внимания то, как толкует эти слова святитель Лука Крымский: «Как возвеличивает апостол Павел брачный союз! Может ли быть более высокое уподобление брака, чем уподобление его союзу Христа и Церкви? Это вознесение на недосягаемую высоту святости брачных уз между мужчиной и женщиной… Тела мужчины и женщины взаимно дополняют друг друга, и через это происходит зарождение нового человека в мир. Но не плотская любовь должна быть целью брака. В нем мы должны научиться высшей любви: свою жену нужно любить не за плоть, а за ее чистую душу и доброе сердце. У жены есть то, чего нет у мужа; она духовно дополняет его, и наоборот. Потому в отношениях между супругами с огромной силой должны проявляться те особенности духа, ума и сердца, которые свойственны только мужчине и только женщине. Грубость мужского сердца восполняется нежностью и чистотой сердца жены, ибо сердце женщины гораздо тоньше, способнее к духовной любви. А жена… при общении с мужем должна восполнить свой недостаток силы, глубины ума его знаниями, его крепкой волей. Мужчина и женщина должны стать в браке одним телом и одной душой. Из их союза должно родиться нечто высшее, соединив все доброе и великое, что есть в каждом из них. Это ли не обогащение?! Это ли не благодать Божия?! Не в этом ли вся тайна брака, глубочайшее значение брачного союза?»
«На духовном уровне цель брака глубока: это восстановление своей изначальной целостности, первообраза по образу и подобию Божию через безусловную любовь и принятие другого как самого себя. Это раскрытие через другого человека всей полноты личности.
В браке происходит преображение человека, расширение его личности, преодоление экзистенциального одиночества и замкнутости на самом себе. В браке человек начинает видеть мир по-особому, через другую личность, с которой соединяется в единое духовное целое.
Реализация этой задачи в браке — это «создание остатка рая на земле». Это тот островок, который не был уничтожен катастрофами, катаклизмами, это тот оплот, который созидают двое в великом таинстве любви.
Для каждого из членов семьи брак, семья становятся школой любви, в которой постоянно учатся отдавать себя другим, заботиться, оберегать. На основании взаимной супружеской любви рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. В духовно здоровой семье все общее: радость и горе. Все события семейной жизни объединяют и усиливают чувство взаимной любви.
Профессор, протоиерей Глеб Коледа говорил о том, что человек научается любви в браке. Люди же современные часто ищут в супружестве не школы любви, а самоутверждения и удовлетворения своих страстей. Такой брак изначально обречен на распад. В православной традиции семейная жизнь воспринимается как «путь ко спасению» через другого человека, восхождение к которому связано с несением «креста» повседневных обязанностей, взаимных забот, сотрудничества, понимания, согласия.
Единение супругов в браке очень глубоко, и оно происходит на всех личностных уровнях: духовном, душевном, телесном. Это единение столь велико, что часто можно наблюдать, что супруги, прожившие вместе длительное время, становятся похожи телесно и душевно.
О единении в браке прекрасно сказала святая мученица царица Александра:
«Еще один важный элемент в семейной жизни — это единство интересов. Ничто из забот жены не должно казаться слишком мелким, даже для гигантского интеллекта самого великого из мужей. С другой стороны, каждая мудрая и верная жена будет охотно интересоваться делами ее мужа. Она захочет узнать о каждом его новом проекте, плане, затруднении, сомнении. Она захочет узнать, какое из его начинаний преуспело, а какое нет, и быть в курсе всех его ежедневных дел. Пусть оба сердца разделяют и радость, и страдание. Пусть они делят пополам груз забот. Пусть все в жизни у них будет общим. Им следует вместе ходить в Церковь, молиться рядом, вместе приносить к стопам Бога груз забот о своих детях и обо всем дорогом для них. Почему бы им не поговорить друг с другом о своих искушениях, сомнениях, тайных желаниях и не помочь друг другу сочувствием, словами ободрения. Так они и будут жить одной жизнью, а не двумя. Каждый в своих планах и надеждах обязан подумать и о другом. Друг от друга не должно быть никаких секретов. Друзья у них тоже должны быть только общие. Таким образом, две жизни сольются в одну жизнь, и они разделят и мысли, и желания, и чувства, и радость, и горе, и удовольствие, и боль друг друга».
«В любви супругов есть множество самых различных сторон, она настолько многогранна и богата оттенками и нюансами, что тысячи писателей, драматургов, философов и психологов говорят и пишут об этом уже не одно столетие.
Но если мы собираемся рассматривать именно христианскую любовь между супругами, тогда обязательно следует определить, чем же она отличается от всех прочих видов любви. Критерий такого определения очень простой: любовь — желание блага другому. А высшее благо в христианстве — спасение, наследование жизни вечной.
И христианская любовь между мужем и женой заключается именно в стремлении всячески содействовать, помогать друг другу на пути к этой цели. Если же речь идет о каких-то иных целях и задачах, тогда нужно сразу определиться, что это уже не христианский аспект любви, а некие другие ее проявления.
В Новом Завете есть прямые указания на такие отношения между супругами, которые будут определять судьбу каждого из них в вечности. Вера одного из супругов может оказаться спасительной для другого: Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. …Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор 7:12–17).
Поэтому взаимная помощь мужа и жены в деле совместного спасения без всяких преувеличений может быть названа самым главным делом христианской любви супругов в браке»