В чем разница между влюбленностью и любовью? 

Однажды я прочитал статью одного известного современного богослова, где он упоминал, о том, что в житие святых Петра и Февронии, якобы не говорится об их супружеской любви. Они вместе спасаются, акафисты читают. Они любили «чистоту и целомудрие», но не друг друга. Опять же в житии подчеркивается, что они жили целомудренно и нигде нет упоминания об их детях. Такой подход к теме любви мне как женатому человеку не очень близок и понятен (кстати упомянутый богослов, сам человек неженатый). Житие Святых Петра и Февронии, для меня лично является учебником настоящей любви. Взять бы хотя бы тот факт, что Петр даже оставил княжество ради того, чтобы остаться с любимой женой. Или когда Феврония, храня верность мужу, оберегала себя даже от нескромных взглядов, делая строгое предупреждение мужчине, который дерзнул посмотреть на него с вожделением, не говоря уже о том, что и уход в монашество, и даже смерть не разлучили их. Они хотели умереть в один день и в один час и ждали друг друга, чтобы воссоединиться в вечности. Именно это, и называется настоящей супружеской любовью, в отличии от влюбленности, которой свойственны страстность, яркие проявления чувств и эмоций. Истинная любовь — это чувство глубокой сердечной привязанности, чувство спокойное, ровное, постоянное, без сильных всплесков, но счастливое и крепкое. И чувство это дает супругам ничуть не меньше радости, чем первоначальная влюбленность и страсть. Так, например, я совершенно искренне могу сказать, что люблю свою супругу сейчас больше, чем в день венчания. Тогда мы еще мало что понимали, мало знали друг друга, нам было просто хорошо вместе, приятно вдвоем. Теперь за плечами опыт, пусть не всегда приятный, много пройдено и сделано вместе. Мы многому научились, появилось единство взглядов и мыслей. Наши чувства прошли через определенные испытания и мы научились хорошо понимать друг друга. Но и, конечно, с нами наши дети и наша любовь к ним тоже служит нашему супружескому единству.

Влюбиться можно помимо собственной воли, бессознательно и в мгновение ока — полюбить только добровольно и с течением времени. Любовь — личный выбор человека. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Любовь удивительное чувство, оно не только чувство, оно состояние всего существа, любовь начинается в тот момент, когда я вижу перед собой человека и прозреваю его глубины, вижу его сущность … тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания обладать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, только глядим и удивляемся той красоте, что нам открылась.» Конечно, такая любовь невозможна с первого взгляда. Нужно стать «единой плотью» в браке. Такое единство приходит со временем по прошествии лет и стяжается совместным трудом и подвигом супругов. Любовь иногда называют даром Божием, и правда, любовь — это величайший дар от Господа, но этот дар дан всем людям без исключения. Человек рождается со способностью любить и может в своей жизни в полноте реализовать этот дар, приумножить его. Но может и своими грехами убить в себе любовь, потерять способность любить. Как это иногда происходит с людьми, прошедшими через многие браки и любовные связи. У них часто способность любить одного человека (супруга или супругу) как бы атрофируется. Они становятся неспособны к настоящим чувствам, отношениям. Может быть, и рады были бы полюбить, сами мучаются от своей неспособности, но сделать ничего не могут.

Почему Бог нам дал дар любви, возможность любить? Потому что Сам Он есть всесовершенная любовь. В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертная «дыхание жизни», которое Господь вдохнул в человека при творении. Человек, как известно, трехсоставен, состоит из духа, души и тела. О трихотомии (трехсоставности человеческого естества) говорят большинство святых отцов. Дух — это высшее, духовное, божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Тело — это то, что роднит нас со всеми животными организмами, оно взято от «персти земной» и имеет тот же химический состав, что и вся живая природа. Тело вместилище естественных инстинктов, рефлексов, потребностей и желаний. И, наконец, Душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, как говориться, душевные переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремиться к Богу, его природа, душа и тело начинает подчиняться духу, одухотворяться, если, наоборот, человек даже не помышляет о высшем, духовном, живет, телесно-органическими потребностями, дух и душа обмирщвляются, начинают подчиняться, служить плоти.

Теперь о том, какое это имеет отношение к нашей теме – любви и влюбленности. Любовь – духовное переживание, состояние, роднящее нас с Богом, она принадлежит высшему началу в нас – духу. То есть любовь настоящая, жертвенная, направленная на другого человека. И это чувство способно дать нам, самую большую радость в жизни – радость любви. Любовь – зрелое, спокойное, сознательное чувство, которое дает человеку семейное счастье.

Влюбленность — душевное переживание, эмоции, ощущение. Это чувство не отличается не глубиной, не постоянством, направлено оно в основном на себя. Влюбленность конечно не чисто плотское, эротическое притяжение, связанное только с телом, хотя эротики в нем тоже хватает, только на душевном уровне.

Влюбленность весьма эгоистическое чувство, ведь влюбленный любит скорее не самого человека, а те чувства, переживания, эмоции, которые он ему доставляет. Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Мы все думаем будто знаем, что такое любить и умеем любить, на самом деле, мы очень часто умеем только лакомиться человеческими отношениями. Мы думаем, что любим человека, потому что у нас к нему ласковые чувства, потому что нам с ним хорошо, но любить – нечто более глубокое и требовательное». Есть люди которые становятся зависимые от состояния влюбленности, почти не могут жить без него, им оно очень нравиться, и когда это чувство неизбежно притупляется, они стараются вновь пережить радость от этих приятных ощущений. Но, к счастью влюбленность — продукт с ограниченным сроком хранения, и если человек безнадежно влюбленный, наберется терпения и с помощью Божией переживет сложный жизненный период, стараясь отвлечься от предмета страсти и даже мыслей о нем, страдания со временем утихнут.

Плотская страсть, сексуальное влечение – чисто телесное переживание, которое испытывают также и животные, и оно не имеет никакого отношения к любви. Хотя в браке при наличии любви между супругами, и это чувство может быть одухотворено, и тогда оно будет являться продолжением супружеской любви и общения. Влюбленность может также одухотвориться, если люди стремятся к любви, может перерасти в любовь. А может и просто пройти, так и не став любовью. Кстати, любить и испытывать это духовное чувство могут не только верующие, ибо способность любить вложена в природу каждого человека от Бога, потому что каждому из нас дан от Господа дух. Хотя, конечно, способность любить у духовных людей развита гораздо больше.

Протоиерей Павел Гумеров

Ошибка в тексте