Протоиерей Артемий Владимиров (1961)
К священнику часто подходят с просьбой о помощи и совете касательно жизни выбора спутника или спутницы жизни. Попробуем сформулировать некоторые советы жениху касательно будущей невесты.
Первый совет: не обольщайся миловидностью избранницы твоей, но стремись познать само устроение ее души. Как часто современные девушки напоминают собой бездушных кукол, теряют в погоне за модой личную неповторимость, индивидуальность. Каждая создает себе имидж и словно смеется над Богом дарованной ей красотой, замазывает морковкой щеки, удлиняет на полтора сантиметра ресницы, делая их волоокими, махровыми, тушь с них просто капает вниз, над глазом синеет, как будто кто-то фингал поставил, под глазом зеленое – новая стадия синяка, зеленое переходит в желтое. Такие девушки теряют естественность, простоту, природную красоту, лицо становится нордическим, мрачноватым, столь естественный ореол невинности отступает.
Не обольщайся кажущейся миловидностью – если в сердце не будет добрых качеств, эта красота скоро может стать демонической. Красота телесная дана нам Богом для того, чтобы быть прообразом благообразия самой души: если так прекрасно тело, какова же душа?
Еще один совет жениху, в образе пословицы: ищи жену не в хороводе, а в огороде. Как это понимать? На пути в дискотеку настоящие невесты не валяются! А сегодня знакомства совершаются именно в таких местах, местах увеселения. Ищи жену не в хороводе, а в огороде, потому что праздность, умение весело проводить время, быть «душой общества» – это вовсе не основание для супружеской жизни.
Напротив, если вы, проходя по садово-ягодным участкам, вдруг видите: земля этаким фонтанчиком вздымается… Что такое? – Девушка-золушка выпалывает сорняки, а сзади – морковки на глазах вырастают по мере того, как она двигается вперед. Умение трудиться говорит о благих душевных качествах вашей избранницы. Если душа лишь стремится к неге, к праздности, то она, безусловно, как вьюн обовьет ствол супруга и будет высасывать из него все соки.
То же самое можно приложить и к жениху. Обладает ли он такими качествами, как усидчивость, прилежание, умеет ли он созидать, умеет ли он трудиться или же ему суждено остаться пустоцветом, который сдуру решил заработать большие деньги: заложил машину, квартиру, взял кредит двадцать тысяч долларов, купил бананы во Вьетнаме, а потом, благодаря тому что рейсовое сообщение налажено было плохо, получил бананы с месячным опозданием… Я встречал таких мам, которые милостью сыночков своих закладывали все оставшееся у них имение, выкупая их из-под револьверного дула бандитов.
Действительно, праздность и лень часто рисуют перед нами воздушные замки, но тот, кто умеет находить вкус и радость в созидании (это, может быть, и интеллектуальный труд, не только физический), безусловно, самой устойчивостью характера своего, свидетельствуют о готовности вести супружескую жизнь.
Еще есть и такая пословица-совет: яблочко от яблони недалеко падает.
Если вы хотите понять, чем дышит ваша невеста, каково устроение ее души, то обязательно познакомьтесь с ее родителями.
Особенно важно для жениха увидеть, как невеста относится к своим родителям, особенно к маме, какая духовная атмосфера, какие отношения связывают вашу избранницу и ее родителей. Обретете ли вы счастье с той, которая не умеет созидать счастье в отчем доме, нарушает заповедь: “Чти отца твоего и матерь твою, да благо тебе будет, да долголетен будешь на земле”, строптива, горда, надменна и груба по отношению к родителям? Сомнительно. Итак, один из лучших признаков добронравия человека, которого мы хотим сделать спутником своей жизни — это подлинная кротость, дочерняя любовь к родителям. Испокон века невесты стремились еще в отроческие годы к подлинному трудолюбию, прилежанию, приобрести искусство рукоделия, испокон века благочестивые русские семьи готовили девочек к супружескому служению, зная, что супружество так далеко от сибаритства, скольжения по поверхности, от безответственных радостей…
Конечно, жених – это не шпик, который вынюхивает, выслушивает, рассматривает в монокль будущую жену. Супружество несравненно выше мертвой рациональности, и все-таки существует большая степень зависимости характера невесты и ее родителей. Особенно это касается отношения к духовным вопросам. Если родители невесты закрываются от Бога, если невеста ищет в этой жизни только земного, то при отсутствии единомыслия в этом вопросе у жениха и невесты (он, к примеру, может быть верующим, а она – лишь снисходительно посмеивается над предметами веры) могут возникнуть страшные последствия.
Рассказывали мне такую историю: один семинарист должен был жениться. В семинарии учатся четыре года, после которых должно определиться, что выбрать: либо монашество, либо супружество. Но как семинаристу выбрать себе невесту? Семинария – школа закрытого типа, как Царскосельский лицей. Семинаристы отделены от всего мира, в стенах духовной семинарии они и кушают, и учатся, и спят, и трудятся, и молятся. Невесты могут спуститься к ним разве только по веревочной лестнице, с вертолета.
И вот, этот семинарист однажды пошел помолиться в Троице-Сергиев собор и увидел там неземной красоты девушку. Она стояла как свеча: очи потуплены долу, почти прозрачна от поста, черты лица были близки к идеалу… Платочек, макси — все при ней… А как она крестилась, полагала поклоны по-древнерусски… На следующий день он пришел, через три дня пришел, а она все стоит у столпа перед гробницей преподобного Сергия. Удалось познакомиться, она не отринула его и через какое-то время сказала, что согласна…
А после венчания сняла фату и говорит:
– Ну вот, я вымолила тебя, и теперь в храм – ни ногой!…
В чем же состояла его ошибка? Он не поинтересовался, чем живет эта девушка, он судил только по внешности. Он не знал ни ее воспитания, ни ее родителей. В жизни такие “перевертыши”, к сожалению, встречаются.
И невеста, если хочет узнать меру нравственного развития супруга, за кого она выходит замуж: за айсберга, за глыбу мраморную, за сталактита, за мамонта вымершего, – пусть посмотрит, как он общается со своей мамочкой. Если для вашего жениха слово “мама” – святое понятие, если он даже при всех родительских немощах не потерял к маме нежного чувства, сохранил к ней нелицемерную почтительность – это прекрасный залог того, что перед вами неплохой, незлой человек.
Сегодня к мужу требования довольно низкие: достаточно того, чтобы он не пил, чтобы не выносил из дома мебель, чтобы домой возвращался вовремя… вот и все.
– Как Вы живете? – спрашивают женщину.
– Нормально.
– А муж у Вас хороший?
– Да, не пьет, не гуляет, телевизор смотрит – все путем!…
Иногда приходится слышать подобный вопрос:
— А если мой избранник другого вероисповедания, если он неправославный?
— Если Ваш избранник другой веры, то пусть он станет и Божьим избранником. Прежде чем выходить замуж, приобщите его Христу. Ну представьте себе: Ваш избранник — сын президента Республики Берег Слоновой Кости. И Вы даже не знаете, что единственное вероисповедание в этом государстве, к примеру, каннибализм…
А если без шуток? Церковь не благословит такой брак, не совершит таинство венчания, прежде всего оберегая вас. От чего оберегая? К примеру, вы — из Екатеринбурга, а он из Арабских Эмиратов. Он вас любит, дарит вам розы каждый день… Я сейчас не буду говорить о том, чем ислам отличается от христианства. Об одном упомяну: иные религиозные ценности формируют иное отношение к женщине, но, по неопытности, вы этого сразу понять и разгадать не сможете, это станет ясно только тогда, когда будет слишком поздно. Там отношение к женщине совсем другое: ему можно изменять, а вам нельзя: «зарэжу!». Даже если он уже давно развелся с вами и даже если алиментов не платит, все равно раз в месяц звонит и говорит:
— Ну как? Ничего? Зарэжу, если что! — и никто его не переубедит.
Случается даже, что священник, не вникнув в душевное устроение такого жениха, согласится крестить его. А потом, через некоторое время он вдруг придет к священнику и скажет:
— Батюшка! Если не разведешь, зарэжу!
Будущая супруга должна быть апостолом! Ведь религиозные вопросы лежат в основе нашего духовного бытия. Если вас он любит, то полюбит и то, что любите вы. А вы любите Христа, ибо Христос есть Истина. Теперь представьте себе, что вы против благословения Церкви, не обратив его ко Христу, все же выйдете за него замуж. И вот, родился ребеночек. Вы нутром знаете, что вашего Нариманчика нужно крестить с православным именем, а он все свое говорит:
— Крестишь — зарэжу!..
Допустим, он разрешил крестить, но вот в храм водить ребеночка — «зарэжу!» И, к сожалению, это трагическое разномыслие достигает такого накала, что ребенок становится полигоном, на котором производятся ядерные испытания родительских противоречий. Мама влечет ребенка к Истине, папа не разрешает ему следовать за Истиной. Что в результате получится? Раскол в детском неокрепшем сознании — самое страшное…
Поэтому, как поступать, если ваш избранник другой веры? Храните себя в чистоте и пусть он знает, что вы христианка, не по имени только, но и по жизни. И если станет очевидным, что он избранник Божий, а не только ваш, то он со временем скажет вам:
— Приведи меня ко Господу! Я хочу быть там, где ты…
Если он действительно и Божий, и ваш избранник, то ради подлинной супружеской любви он покинет все: и Берег Слоновой Кости, и маковое поле (во многих странах статья дохода — «маковое поле»), и свой подземный заводик, по сказанному в Священном Писании: «Оставит человек отца своего и матерь свою и прилепиться жене своей».
Итак, нравственная человеческая любовь в первую очередь — служение. Какое? О котором сказано в Библии: “Жена спасается чадородием, если пребывает в вере Богу, в верности мужу, а детей воспитывает в учении Господнем”. Христианская Церковь упорядочивает плотскую человеческую любовь, которая лишь как слагаемое входит в совокупность душевного и духовного союза мужа и жены.
* * *
При выборе жениха рекомендации пастыря могут быть отчасти те же, что и при выборе невесты. Однако выполнить их для многих женихов будет довольно нелегко. Жених должен решительно покончить с винопитием, ради будущей жены должен быть готов на все. Смотрите, чтобы жених не был грубым, чтобы в нем было достаточно человечности.
Порой жених — это глыба мраморная, а невеста — это Фидий (был такой скульптор) и требуется хорошей невесте, а затем и супруге, лет пять, чтобы обрабатывая потихонечку эту глыбу, сваять из нее своего мужа. Одна жена поделилась со мной своим опытом: пять лет уходит на общие работы, потом, еще лет пять или десять, до ума доводишь, а уже потом можно наслаждаться радостью совместного супружества, ибо тогда можно опытно познать, что такое «идеальный муж».
Для многих застенчивых и скромных православных юношей может всерьез стать вопрос: как познакомиться с девушкой-христианкой? Как преодолеть стеснительность?
Во-первых, нужно молиться об этом, во-вторых нужно жить достойно этого знакомства. Как найти повод? Как преодолеть стеснительность? Некоторые преодолевают стеснительность употреблением горячительных напитков и, захмелев, подходят к девушке. Но это не для нас.
Как преодолеть стеснительность?… Если дело у вас хорошее, если помыслы у вас чистые, то надо помолиться: «Матерь Божия, Сама, Пречистая, управи ко благу то, что у меня на сердце. Сама благослови! Пусть это будет под Твоим покровом!» Потом подойдите к ней и скажите:
— Простите, я тоже хожу в этот храм. Меня зовут Алексей, а Вас как зовут?
Она скажет:
— Лена.
— Ой, какое хорошее имя! А Вы знаете, что означает «Елена» на древнем языке?
— Нет. А что?
— Елена — это значит «пламя». Но это пламя не страсти сжигающей, а как пламя лампады, чистое молитвенное дыхание души!
После этого она вам и говорит:
— Вы сейчас спешите домой?
— Нет.
— Может, Вы меня проведете? А то мне надо сессию, экзамен сдавать…
— Ну, конечно! Охотно!
Без напоминания заплатите в трамвае за нее и за себя. Она говорит:
— Да не надо, у меня есть вообще-то!
— Ну что Вы! Позвольте мне Вам послужить!
— Благодарю Вас! Это очень мило с Вашей стороны.
И так далее…
Еще один вопрос, относящийся к нашей теме:
— Между женихом и невестой разница в шесть-восемь лет. Как Вы относитесь к таким бракам?
— Бывает, что случается и такое, но священник должен внимательно рассуждать и не спешить. Вообще-то, в таких делах очень сложно, это самые сложные вопросы нашей практики, но главное — никогда не нужно спешить. Разница эта немаленькая, но всякое бывает. Случается, что любовь таинственно объединяет людей, имеющих и большую возрастную разницу.
— Что делать тем, чья любовь безответна и безнадежна?
— Бог любит нас гораздо более, чем мы любим себя самих. Иногда, если любовь безответна, нужно с этим смириться. Значит, Сам Бог не попускает свершиться тому, что будет для нас неполезно. Молиться же можно так: «Господи! Даруй мне этого человека!», а затем прибавлять: «Но да будет святая воля Твоя!»
Источник: Протоиерей Артемий Владимиров «Тайны благодатного супружества»