Все нормы и смыслы разрушаются так стремительно, что мы оказались в каком-то ценностном хаосе. Смешались традиции разных эпох, разных народов, разных культур, имеющие самые разные исходные основания, и всё это предлагается как возможная норма. В каком-то смысле мы сейчас похожи на христиан Римской империи, которые ищут и пытаются понять, каков христианский брак, находясь в совершенно нехристианском окружении. Потому что в Римской империи связь мужа с другой женщиной вообще не рассматривалась как измена. (Даже в Древнем Израиле сексуальные отношения с рабыней были в порядке нормы, что отражено в Ветхом Завете). И разводы там были разрешены. И если человек становился христианином… Например, патриций уверовал во Христа. Раньше у него был целый гарем, жена об этом знала, и это считалось нормой. Но если он становился христианином, начинал понимать, что это не норма.
Это только один из примеров. Нравы Римской империи были далеки от евангельских представлений о норме. Христиане перемололи, переработали это огромное поле и создали культуру брака, соответствующую нашей вере. А сейчас мы снова оказались в ситуации, когда даже остаточные христианские явления исчезли. Развод считается нормой, верность для многих не представляет никакой ценности. Но мы, христиане, должны свидетельствовать миру о подлинной норме, о вечных ценностях, одной из которых, безусловно, является христианский брак. Брак, который в идеале один-единственный не только на всю жизнь, но и на вечность. Христиане выработали принципы внутреннего устроения души, которые помогают осуществить такой брак, а брак, который есть в мире, нас окружающем, стремительно удаляется от этого образца.
Когда принимаются законы, не противоречащие нашей вере? Они принимаются, когда большинство людей понимает, что надо жить по заповедям Божьим. Христос сказал: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:6). Неважно, где и в какую эпоху я живу – в Римской империи или в современном городе, развращенном наподобие Вавилона, – мне мой Христос сказал, что разводиться с женой непозволительно. И вот такое отношение к браку постепенно стало общественной нормой. Стало, когда люди доросли до этого, поняли в принципе, как это делать. Конечно, промахов и падений, и даже тяжких грехов, всегда было много, но всё-таки общей нормой стало евангельское отношение к браку: что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Да, в Древнем мире чем севернее жил народ, тем тяжелее людям было выживать, и женщина, брошенная мужем, почти всегда была обречена на голод и даже на смерть. Наши оппоненты говорят, что разводы в христианских странах запретили из-за этого. Думаю, что это облегчение женской доли в древности вторично; редкость разводов вытекала из представлений о браке и желания людей соблюдать заповеди Божии.
А сейчас ситуация совсем другая. Современная женщина нередко зарабатывает столько же или больше мужчины и вполне может сказать: я ухожу. Недавно разговаривал с мужчиной, который просто плакал. Жена сказала ему, что он ей надоел, пусть уходит, а дочка останется с ней. Она не ушла к другому, а просто сказала ему, что любовь кончилась. И мужчина ничего не может сделать: это её квартира, она работает и готова прокормить себя и ребенка. Это новая ситуация. Я бы сказал, что это, прежде всего, вопрос для той женщины, если она христианка: а как быть? Как когда-то для римского патриция: «Я могу изменить жене? Могу. Вот они, мои рабыни, в соседнем помещении. Но я христианин, поэтому я так не делаю».
Мне кажется, нынешнее время для нас, христиан, уникально в том, что мы можем отделить настоящее христианство от дурного в архаике. Ведь наше представление о так называемом «домострое»… Так называемом, потому что о произведении «Домострой» надо отдельно разговаривать. Его мало кто читал, а вот слово «домострой» – уже такой жупел, когда можно бить жену, детей надо пороть, как это было заведено даже у дворян. Просто для острастки устраивали порку. В архаике есть и хорошее, но есть и уродливое, не имеющее никакого отношения к христианству, а мы по привычке считаем, что всё это наши христианские традиции. Пришло время разобраться, что в архаике настоящее, а от чего следует решительно отказаться.
Например, в христианской семье недопустимо не только битье жены, хотя оно очень долго было распространено у христианских народов, но и любое насилие над ней, в том числе психологическое.
Что такое христианская семья? Это малая церковь. Христос не бил апостолов. И мы верим, что Христос не скажет: Мне эти люди, Моя земная Церковь, надоели, пойду других соберу. Невозможно это. И так же невозможно мужу уйти от жены или жене от мужа. Мы сейчас все ходим в храмы добровольно. Нет приходских листов, когда священник должен был в Великий четверг написать, кто говел, кто нет, и подать это в Духовную консисторию. Мы храним верность Христу, потому что мы Его любим. И в осмыслении христианского брака для нас главные слова Христа о том, что если человек разводится, он прелюбодействует. Если семья малая церковь, то и принципы ее построения опираются на благодатную помощь Божию, данную в Таинстве брака. Если супруги эту помощь берегут, они получают ее всю оставшуюся жизнь, и все новые вызовы преодолеваются через неё. Устроение семьи с Божьей помощью почему предполагает послушание жены мужу, а детей родителям? Потому что муж имеет харизму, то есть дар Святого Духа, принимать окончательное решение. Слова апостола «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф.5:22) мы, если считаем себя христианами, отменить не можем. Но это должно быть без какого-либо насилия. Муж должен уметь внимательно выслушать жену, и, если услышит от нее правильное решение, поступить так, как она сказала. То есть поступить правильно, а не по-своему, когда это не совпадает. Но если жена понимает, что семья малая церковь, она слушается своего мужа. Слушается, потому что принимать окончательное решение – дар, данный ему Богом.