Проблемы с родственниками по браку в жизни человека всегда возникают как‑то неожиданно. Когда мужчина женится или, соответственно, женщина выходит замуж, они почему‑то упускают из виду, что вместе с мужем или женой они приобретают еще немалое количество родственников. В первую очередь это родители супруга или супруги. Для наших половинок это близкие люди, но для нас они только должны таковыми стать. И процесс узнавания и привыкания к новым родственникам иногда затягивается на долгие годы и проходит не всегда мирно. Самый неконфликтный альянс между новыми родственниками — это зять и тесть. Если у них найдутся общие интересы вроде рыбалки или охоты, то их отношения могут перерасти в настоящую дружбу. Тесть нередко становится союзником зятя против докучающей ему тещи. И зять, и теща — это скорее комические персонажи в семейных перипетиях, не зря теща — традиционный персонаж множества анекдотов. Иное дело свекровь: тут само слово звучит строго и властно. Взаимоотношения свекрови и невестки всегда развиваются наиболее драматично, поскольку здесь к любви примешивается ревность.
Всегда ли так было? Если мы откроем Священное Писание и прочтем, например, Книгу Руфь, то увидим, какими трогательными могут быть отношения между невесткой и свекровью. Свекровь Ноэминь в старости лишилась мужа и сыновей и вынуждена доживать свои дни с невестками, неродными по крови, да еще и чужестранками. Но ее любовь к ним «не ищет своего», она считает себя не вправе ломать судьбу молодых еще женщин, которые могли бы найти свое счастье в жизни. Ноэминь просит невесток оставить ее и вернуться к своему народу. Одна из них так и поступает. А Руфь остается с Ноэминь. За это Руфь, не будучи израильтянкой, вошла в родословие Иисуса Христа. Примеров, когда родственники по браку становились друг другу самыми близкими людьми, было немало. Это вообще считалось нормой. Если мы даже посмотрим на русскую классическую литературу, которая в значительной мере отражала социальное состояние общества, то в ней мы едва ли найдем много примеров вражды между свекровью и невесткой. Наиболее яркие образы властной, авторитарной свекрови — Кабаниха в «Грозе» Островского и Васса Железнова в одноименной пьесе Горького. Их образы тем и запомнились, что они были весьма редким исключением из правила. Сейчас же конфликты между невесткой и свекровью встречаются чуть ли не в каждой семье. Такие конфликты стали результатом разрушения традиционного уклада семейной жизни.
Конечно, ситуации бывают разные. Человек может себя неадекватно вести, быть психически нездоровым. Но это не значит, что с ним не нужно общаться. Просто с ним нужно вести себя осторожно. Ограничивать общение стоит с родственниками, которые являются явными богоборцами или оккультистами. Иногда люди приходят к священнику и рассказывают, что свекровь заставляет внуков участвовать в каких‑то обрядах, водит ребенка к знахаркам. В этом случае с ней надо спокойно и твердо поговорить, объяснить, что такие вещи для вас равносильны вероотступничеству, и если они будут продолжаться, то вы будете вынуждены прекратить ее общение с внуками. Когда с человеком общаешься, это совсем не значит, что нужно с ним во всем соглашаться и идти у него на поводу. Это значит проявлять к нему уважение. Но при этом нужно расставлять приоритеты и границы общения. Столкнувшись несколько раз с этой границей, человек уже в следующий раз постарается вовремя остановиться. А если границ не ставить, то и тебе не будет понятно, чего от тебя ждут, и для тебя самого каждый разговор будет как ходьба по минному полю. Желательно такие приоритеты общения выстраивать с самого начала, потому что потом это будет сделать сложнее. Случаи, когда действительно имело бы смысл прекратить общение, крайне редки. В основном найти точки соприкосновения нам мешают эгоизм и ревность. И если хотя бы одна из враждующих сторон начала относиться к другой по‑христиански, ситуация бы сразу улучшилась.
Прежде всего, наверное, вспомнить, что «любовь не ищет своего», то есть попытаться понять незнакомого человека. Также хорошо бы до того, как мы начнем критиковать новых родственников, подумать о том, что если мы их не выбирали, значит, они нам даны свыше, и чаще всего для нашего вразумления, для смирения, для того, чтобы в общении с ними мы проявили свои лучшие христианские качества. Даже если человек психически болен, это не значит, что он ничего не понимает, и главное, не понимает доброго к нему отношения. Апостол Павел говорит: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 21). Поэтому даже если к вам относятся недоброжелательно, постарайтесь не отвечать тем же. Если ты чувствуешь, что твоя свекровь ревнует к тебе твоего мужа, скорее всего это из‑за того, что она растила его одна, без отца, и теперь не хочет от себя далеко отпускать единственного сына. Если начать против такой женщины плести интриги, настраивать против нее мужа, — в этой ситуации наверняка победит свекровь и твой брак может рухнуть. Тут нужно, наоборот, успокоить ее, чтобы она поняла, что никто не собирается у нее отнимать сына, что сын ее любит. Любая свекровь ждет почтения, уважения, это естественные вещи. Пусть она человек не совсем адекватный, но все‑таки старший по возрасту.