Да, так сказано в Писании. Мы, когда читаем Священное Писание, то, находясь в двухмерном пространстве, хотим понять трёх- или четырёхмерные пространства, и противоречивые, казалось бы, высказывания нам бывает трудно соединить в своей голове. Но, разумеется, они не противоречивые, они в глубине своей соединяются, просто мы до этой глубины не достаем. Ведь ещё в Писании сказано: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф.19:6).
Да, конечно, не женятся и не выходят замуж, а всё равно любовь остаётся. Любовь никогда не перестает, – сказал апостол Павел (1Кор.13:8). Если любовь родительская не перестаёт, если они о детях думают, переживают, батюшки думают и переживают о приходе, в котором они служили, – это тоже известно из жизни мучеников. Конечно, там плотского брака нет и быть не может, об этом и речи нет, но духовная близость и полнота жизни и общения, я думаю, всё равно остается.
В житиях святых, в истории Церкви подвиг жены, сочувствующей мужу-мученику, Церковью возводится на очень высокую степень. Это мученики Адриан и Наталия. Наталия только лишь сочувствовала своему мужу, переживала, молилась Богу, чтобы муж не отказался от Него, а потом, когда мужа до смерти замучили, она дожила свой век мирно, умерла в своей постели. Казалось бы, она ведь не окончила свою жизнь мученической кончиной, как Адриан. А Церковь твёрдо и очень поучительно для нас считает мучениками и Адриана, и Наталию.
Когда прославили моих дедов и их братьев, одна моя тётка сказала: «Я теперь скорблю, они были всю жизнь вместе, а теперь их надо отдельно поминать: муж – святой, а жену его уже нельзя присовокупить». Я думал над этим несколько лет и решил: «А почему так? Мы же, по словам владыки Афанасия Сахарова, можем просить молитвенной помощи у своих родителей. Не надо называть их святыми, это просто родители». Так и здесь: «Святой мученик такой-то и такая-то – и его жену назвать по имени, без указания святости, – молите Бога о мне». Значит, она, как мама, к которой ты обращаешься, может тоже помолиться. И так сурово разделять мужа с женой, может быть, не стоит. То есть в Церкви поминать, конечно, надо только одного человека, а в домашней молитве можно вспомнить и тех, кто всю жизнь был с ним вместе. Потому что не известно, как они там, на небесах. По примеру Адриана и Наталии, могут быть и вместе, а мы только потом об этом узнаем.