Прекрасна, и дай Бог каждому пройти этот этап при движении к своему будущему супругу. Это одно из самых светлых и радостных переживаний человека за всю его жизнь, и неслучайно люди, которые не умеют любить, именно влюбленность называют любовью и стремятся к повторению таких переживаний, бесконечно меняя свои пассии. Но если человек понимает разницу между влюбленностью и любовью, понимает, что в браке он должен научиться любви, дорасти до нее, влюбленность как первый шаг прекрасна, и пусть это чувство переживет каждый, кто хочет создать семью.
С другой стороны, мы знаем, что в старые времена этого практически не было. Женили родители. Сходились, договаривались, когда, допустим, ему было пятнадцать лет, а ей одиннадцать, и, когда жених и невеста достигали совершеннолетия, они венчались. Она не выбирала, он не выбирал. Конечно, так, без влюбленности, тяжелее. Современному человеку трудно это вместить. Как так можно, недоумевает он, именно из-за этого все были несчастны. А мне кажется, что именно отталкиваясь от этого исторического примера, надо начать разговор о том, что христианский брак дает направление движения к семейному счастью даже тогда, когда изначально не было влюбленности. Влюбленность – личный выбор, а если я не выбирал невесту, а ее привели мне родители, и она мне сразу понравилась, это счастливое исключение. Как же быть в остальных случаях? В чине венчания, в самом конце, незадолго до отпуста, есть такие слова: «Благослови Твоя рабы Твоим Промыслом ко общению брака сочетавшияси». Церковь состоит из людей, которые «веруют во единаго Бога Отца, Вседержителя». И если жених воспринимает невесту, которую ему сосватали родители, как человека, которого ему Бог привел, как Еву Адаму, говорит себе: значит, я ее полюблю. Тогда включается понимание любви как волевого действия: если я верю, что это мне Богом данная половина, я ее полюблю.
Почему нашим предкам это было легче, чем нам? Потому что христианская любовь отличается по форме – есть супружеская любовь, есть сыновняя или дочерняя, есть братская или сестринская, есть дружеская, – но по сути своей она всегда жертвенная. Это всегда служение другому, выполнение слов Христа: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян.20:35). Если девушка росла в семье, где она служила бабушке, дедушке, маме, папе, братикам, сестричкам, и все понимали, что только такие действия называются любовью, то потом, когда родители представляют ей жениха, она понимает, что ее задача сделать этого человека счастливым. Как она служила лежачей бабушке с переломанной шейкой бедра, как служила маме, помогая ухаживать за младшими братьями и сестрами, хотя хотелось во дворе поиграть с подружками, но понимала, что мама устала, и оставалась помочь, так теперь она будет служить своему мужу. И точно так же муж служит своей молодой жене.
Мне кажется, это заменяло влюбленность. Почему? Всё-таки влюбленность в христианском понимании ещё не любовь. Она должна дорасти до любви. А любовь – это дар Божий в ответ на волевое движение души. Дальше уже действует тот же механизм, что с молитвой и покаянием. Если ты хранишь верность жене, если принимаешь ее и служишь ей, Бог даст тебе к ней любовь такую, какую ты сам никогда не выберешь и не найдешь. Это и есть одна из тайн христианского брака, почему он становится счастливым.