«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям…Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. (1Петр.1-7)

Епископ Виссарион (Нечаев):

Как выше Апостол требовал от христиан, живущих среди язычников, повиновения властям и господам, так он требует и от жен, чтобы такожде повиновались мужьям, хотя бы эти мужья были язычниками. Конечно, женам христианкам не легко было жить с мужьями язычниками, быть свидетелями их суеверий, поклонения пред идолами и, может быть, терпеть от них притеснения за веру; но все это не должно было удерживать жен от повиновения мужьям. Они должны были подчиняться их власти во всех случаях, не оскорблявших христианской совести, исполнять приказания мужей, ничего не делать без их согласия в жизни семейной и хозяйственной. Не должно было смущать жен христиан и то, что мужья их «не покорялись слову» истины. Повиновение мужьям в соединении с житием чистым и богобоязненным (еже со страхом) могло облегчить им труд обращения мужей к христианской вере. Мужья без слов, без особенных усилий со стороны жен подействовать на них проповедью Евангелия, могли быть привлекаемые к христианской вере жизнью жен. По жизни они судили о вере, убеждаясь в достоинстве и истине христианской веры благотворным влиянием её на жизнь. Видно, рассуждали они, христианская вера хороша и есть истинная вера, если исповедующие ее научаются ею проводить чистую и богобоязненную жизнь.

Из многих святых ветхозаветных жен, достойных подражания для христианских замужних женщин, Апостол именует одну Сарру, жену Авраама. Она постоянно была покорною слугою своего мужа. В знак покорности она называла его своим господином (Быт. 18:12), хотя сама по смыслу своего имени была «госпожа множества» и хотя оба они были дети одного отца от разных матерей (Быт. 20:12). Как Авраам есть отец всех верующих, и все верующие, хотя бы они обращены были в веру из язычества, суть чада его по духу (Рим. 6:11, 16), так и Сарра есть мать по духу всех христианских жен, подражающих ей в покорности мужьям: они — дети её по духу, хотя бы по плоти происходили от языческих родителей. Вы чада её, продолжает Апостол, «если поступаете хорошо» (благотворящее), с христианским смирением не только в отношении к мужьям, но и в отношении ко всем, — и если не боитесь единого страха, т. е. если уповая на Бога, вашего заступника и покровителя, не смущаетесь никакими неприятностями со стороны мужей-язычников, недовольных вашею преданностью истинной вере и презрением языческих суеверий, ни вообще со стороны врагов христианства.

Преподав женам наставление о повиновении мужьям, Апостол предостерегает мужей, чтобы не злоупотребляли своими правами в отношении к женам. Он требует от мужей, чтобы они обращались с женами благоразумно, как с немощнейшим сосудом. Муж есть глава жены, она от него зависить в семейной жизни и в хозяйственных делах; он превосходит ее телесными силами и способностью к понесению больших, в сравнении с нею, физических трудов. Всеми этими преимуществами он должен пользоваться благоразумно. Они не дают ему права обращаться с женою грубо, самоуправно, смотреть на нее как на рабу или невольницу, и в этом отношении подражать мужьям язычникам. Не право сильного, а христианское благоразумие должно определять его отношения к жене. Её зависимость от него во всех отношениях должна располагать его обращаться с нею снисходительно, мягко, бережно, как бережно обращаются с сосудом хрупким, немощным, — власть свою над нею употреблять не для своего только блага и удовольствия, но и для её блага. Этого мало, муж христианин должен помнить, что жена его, если она христианка, равноправна с ним, как «сонаследница благодатной жизни». Она имеет одинаковое с ним участие в наследии вечно-блаженной жизни по силе благодати Божией, которая по вере дарована ей в одинаковой мере, как и мужу, ибо во Христе Иисусе нет различия между мужеским полом и женским, все они едино по благодатному общению с Христом в Церкви. Посему муж не только снисходительно, но и почтительно должен обращаться с женою, чтобы в противном случае «не было препятствий для них обоих в молитвах» (еже не прекращаться молитвам вашим). Если муж будет презирать жену, поступать с нею высокомерно и тем вызывать её неудовольствие против него, то ни её молитвы, ни молитвы мужа не могут быть угодны Богу по отсутствию в них мира и любви.

Ошибка в тексте