В основе всего лежит духовная сторона общения. И потом – если человек совершенно вам безразличен, то лучше не надо. А вот если небезразличен, то насколько – это уже второй вопрос. Есть такой очень интересный рассказ. В своё время одна раба Божия за советом о замужестве обратилась к своему духовнику из Данилова монастыря и спросила, как ей быть: «За мной ухаживает один раб Божий, но я его не люблю». Духовник спросил её: «А ты знаешь, что такое любовь?» Она ответила: «Как же – я читала!» «Всё, что ты читала, это не любовь, это страсть – отпылала, и остался холодный пепел. А любовь – это нужно молиться, просить, чтобы Господь указал. А потом, когда уже получишь какое-то внутреннее удостоверение, что это тот человек, – тут уж нужно положиться на волю Божию и не сомневаться». Так вот, эта девушка потом всё-таки вышла замуж за этого человека и была счастлива, несмотря на то, что ей казалось вначале, что она его не любит.
Я думаю, что христианская любовь, если ты человек православный, она может быть – как к человеку, к душе – почти к любому человеку. Другое дело, что ты с этим человеком должен будешь прожить всю жизнь. И вот тут, конечно, нужно идти на какие-то жертвы, даже на подвиг. Любовь – это самоотдача, это желание другому человеку принести тепло, радость. Любовь… не ищет своего (1Кор.13:4-5) – имеется в виду в духовном смысле. Преподобный Серафим всех встречал словами: «Радость моя». Любовь у него такая была. А cтарцы? Они всех любят. В супружеской жизни присутствует земная сторона, но она временная, приходящая и уходящая. А любовь – она постоянная, это состояние души.
Вся беда в том, что у нас сейчас как раз любви-то и нет. А есть то, о чём сказал святитель Сербский Иустин (Попович): «Любовь к человеку без любви Божией – самолюбие». То есть человек вроде бы любит, но на самом деле только потому, что ему это приятно. И поэтому, когда что-то случается неприятное, то часто возникает раздражение до ненависти. Это бывает часто сейчас в супружеских отношениях. Муж любит, но он любит жену как свою вещь, и если вдруг эта «вещь» не по его начинает себя вести, тогда он начинает на неё раздражаться, а потом и ненавидеть. Потому что любви-то не было, а была только страсть. Или, может быть, какая-то любовь когда-то и была, но без подкрепления исчезла.