«Но ведь человек создан по образу и подобию Божьему. Любовь как высшее благо присуща каждому из нас, а вы говорите только о страсти. Как же тогда распознать настоящую любовь?» — спросит нас читатель. Действительно, в слово «любовь» люди вкладывают подчас самые разные смыслы. «Любовью» называют и Любовь к Богу, и любовь нечистую. Чтобы отличить любовь от страсти, надо попытаться понять, как высоко ставит Церковь назначение человека. Апостол Павел сравнивает каждого христианина с храмом Божьим. И как страшно разрушить храм! Так же страшно потерять целомудрие (см. 1 Кор. 3:17). Христианская любовь очень высока. Страстный человек оскверняет свое тело, разрушает храм в своей душе. «Блудник грешит против собственного тела» (1 Кор. 6:18). Он разрушает еще один храм, который тоже должен быть обителью Святого Духа.
Отличить настоящую любовь от страсти непросто. Что может помочь в этом трудном деле? Во-первых, конечно же, совет духовного отца или, иногда, человека высокой нравственной жизни, который может беспристрастно оценить ваш выбор. Здесь важно именно бесстрастие. Священник, как никто другой, способен наиболее трезво взглянуть на внутренние достоинства человека, отставив в сторону внешнее. Во-вторых, чем человек старше, тем его выбор бывает более разумным. Замечено, что взгляды с возрастом меняются, и то, что кажется ценным двадцатилетнему, бывает уже не так желанно потом. В-третьих, чистое сердце, не оскверненное грехом, не затемненное пороками, и целомудренная жизнь делают духовное зрение более острым. Целомудренный человек способен увидеть подобного себе в схожем поведении и образе жизни. Ему сразу видны распущенность и нескромность, и он старается уберечься от опасного общения.
«Из многих опытов видно, — пишет оптинский старец иеросхимонах Макарий, — что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы».
Страсть не может скрепить брак на всю жизнь. Страсть, которую часто в наше время по недомыслию называют «любовью», — это не психологический, а, скорее, физиологический термин. Это, главным образом, возбужденное состояние тела. При страстной любви любят не человека, а чувства, которые он вызывает. Известно, что страстно полюбить можно и картину, и статую. Любят свое опьянение, и человека — как причину опьянения. Все концентрируется здесь в одном желании, и еще, пожалуй, в чувстве ревности. В наше время «любовь-страсть» — это психологический яд. Как действие наркотического средства со временем ослабевает в организме, и чело требует увеличения дозы, так и страсть. Острота опьянения уменьшается, и так называемая любовь гаснет, чувствам нужно обновление, их обладателю — замена «любимого» человека, и союз распадается. Вполне очевидно, что на такой почве семью не создашь. Поэтому пастыри Церкви всегда начинают разговор с молодыми людьми с предостережений. Святитель Феофан Затворник говорит, что юношу, который прожил молодую жизнь, не согрешив, можно сравнить с переплывшим бурную реку.