Игумен Нектарий (Морозов) (1972)
Когда мы хотим что-то понять о браке, то прежде всего нужно задаться вопросом, каковы его цель и смысл. Для этого стоит вспомнить самое основание брака, обратиться к рассказу Книги Бытия о сотворении первых людей, к словам Господа о том, что нехорошо человеку быть одному. Господь так устроил, что люди в союзе друг с другом обретают полноту бытия, насколько она возможна на Земле.
Однако здесь есть тонкий момент… Господь говорит: «…не хорошо быть человеку одному». Но мы знаем, что первозданный человек пребывал в единении с Богом, и в этом его одиночество должно было преодолеваться. В то же время Господь предвидел грехопадение человека и дал ему подругу и спутницу жизни, чтобы он после не остался один. Но ведь именно спутница и подруга первая вкусила запретный плод?.. Но она была сотворена из ребра мужчины, и если бы ее не было, то, наверное, само ребро побудило бы мужчину преступить заповедь…
Получается какой-то замкнутый круг, и не знаешь, как из него выйти. Поэтому, наверное, не стоит гадать, а надо просто принять повеление Божие, что нехорошо быть человеку одному. Принять совместное пребывание мужчины и женщины как однозначное благо, как возможность вместе проходить путь, плодиться и размножаться, то есть творить новую жизнь, продолжая наполнять землю. Брак, как мы видим из Священного Писания, — совершенно естественный образ жизни людей.
Безусловно, может быть и другой Промысл о человеке. Есть жизнь монашеская. Но это исключение из нормы, обусловленное мотивами более высокого порядка. Монах не обрекает себя на одиночество, как можно было бы подумать, а посвящает себя исканию Бога и единению с Ним, чтобы не быть одному.
В браке же люди спасаются в любви, и полный смысл брака — научение любви. Часто можно услышать формулировку: «Брак — школа любви». И это так. А тяготы и скорби, которые приходится порой претерпевать в семейной жизни, — лишь побочный продукт, вызванный нашим несовершенством.
Человек в первую очередь должен любить Бога, а своего ближнего, даже самого близкого, — во вторую. Но зачастую люди нуждаются во внешних пособиях, помогающих укрепить любовь к Господу или открыть для себя Его любовь. В браке любовь вырастает, как дивное, прекрасное растение, и становится подспорьем для понимания Божественной любви и восхождения к ней. С этой точки зрения брак очень важен.
Но если в союзе люди концентрируются лишь друг на друге и всю надежду возлагают лишь друг на друга, то это рано или поздно приведет к опустошению, деградации чувства. Человеческие отношения через какое-то время оказываются исчерпанными, если за ними не стоит вечность.
Почему иногда по-настоящему любящие люди спустя годы совместной жизни наскучивают друг другу, осознают, что уже не сближаются, как прежде, а отдаляются? Потому что они упираются в потолок в своих человеческих отношениях. А любовь — суть явление Божественное. Если же люди помнят о Том, Кто вложил чувства в их сердца, то совместная жизнь становится постоянным раскрытием этого удивительного дара.
Подлинный брачный союз любящих друг друга людей в каком-то смысле является отблеском, прообразом Царствия Небесного. Часто задают вопрос: а что наследники Царства Небесного будут там делать, не наскучит ли вечная жизнь? Господь в Евангелии говорит, обращаясь к Отцу Небесному: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога (Ин. 17: 3).
Так вот вечная жизнь — это бесконечное познание Бога. Познание в любви, когда каждое мгновение — это новое открытие, новое узнавание, новая радость, еще большая, чем прежняя. И нет остановки и привыкания, потому что каждое мгновение — новое. Се, творю все новое (Откр. 21: 5) — то есть происходит бесконечное обновление.
И брак в своем идеале должен быть постоянным и бесконечным узнаванием друг друга, когда каждый момент — это еще бо́льшая радость. Понятно, что такой прямой линии восхождения в браке не получается, люди ослабевают в своей любви, в своей жизни — и христианской, и просто бытовой. Они не всегда находятся на должном уровне. Но надо понимать, что есть вершина, к которой ты стремишься, а за ней другая, потом следующая, и это восхождение может быть, должно быть бесконечным.
Такие отношения возможны, когда растешь ты сам и человек рядом с тобой. Этот рост должен осуществляться не в плане карьеры, не в личных качествах ради самих качеств, а в жизни в Боге, как бы высокопарно это ни звучало. Тогда отношения себя никогда не исчерпают.
Говорят, что первые два года супружеской жизни — самые сложные. Если опираться на пастырский опыт общения с семейными парами, то можно сказать, что этот срок достаточно условен. Как правило, сложности первых месяцев или первых лет брака связаны с тем, что супруги друг друга узнают в новом качестве. Пока они встречаются и готовятся к созданию семьи, это один характер отношений. Люди могут долгое время общаться, встречаться, о многих вещах разговаривать, попадать в различные ситуации, но все-таки это еще не единая жизнь.
Когда же два человека оказываются под одним кровом, когда общим у них становится и место, и образ жительства, и сама жизнь как таковая, происходит множество открытий, начиная с бытовых и заканчивая гораздо более глубокими и серьезными. Требуется время для того, что обычно называют не очень благозвучным словом «притирка», как будто две детали друг к другу притираются. На самом деле нечто подобное и происходит: корректируются бытовые привычки, образ жизни.
Все это проходит безболезненно, если люди друг друга любят. Потому что любовь помогает отказываться от самых разных вещей, создающих проблемы в отношениях. Гораздо хуже, если выясняется, что люди заблуждались относительно друг друга. Но если супруги готовы меняться, терпеть взаимные недостатки, тогда постепенно они становятся по-настоящему родными.
У кого-то неполадки в семейной жизни начинаются позже, у кого-то не начинаются вообще. Бывают замечательные примеры, когда люди, ставшие семьей, только радуется тому, что открывают друг в друге.
Для некоторых студентов экзамены — каждый раз неожиданность, гром среди ясного неба. И в течение сессии с ними тоже происходит много всего неожиданного. Ожидаемо одно: они, как правило, плохо проходят испытания. А если хорошо, то лишь каким-то чудом. Другие студенты знают, когда будет сессия, готовятся к ней, благополучно сдают экзамены и получают хорошие оценки. То же самое можно сказать и о семейной жизни.
Человек должен готовиться к вступлению в брак. Это тоже своего рода испытание — не тяжкое, не скорбное, не досадное, его естественным образом уготавливает человеку сама жизнь. Раньше он отвечал лишь за самого себя, а теперь отвечает еще и за другого человека и живет вместе с ним. Если ты к этому готов, то никакого потрясения не будет, произойдет не разрушение всей прежней жизни, а, наоборот, ее обогащение, улучшение, наполнение, преображение.
Можно ли составить список самых частых ошибок, которые подвергают брак опасности? Думаю, да. Наиболее распространенная основана на эгоизме. Она заключается в том, что каждый в браке думает не об общей жизни, а о своем, личном и воспринимает другого как того, кто должен служить исполнению его жизненных планов. Не обязательно люди будут вульгарно, примитивно и откровенно относиться к супруге или супругу, как к инструменту. Но суть будет такова.
Беседуешь с парой, многие годы прожившей вместе, спрашиваешь мужа: «А что ваша супруга в жизни хочет, какие у нее цели, стремления?» И супруг, который только что жаловался, что второй половине до него дела нет, вдруг замолкает и не может ответить. Или жена в ответ на подобный вопрос прерывает поток своих претензий и замолкает, не в силах сказать, что в душе у мужа происходит и почему он на самом деле глубоко несчастен. Каждый живет самим собой, зациклен на себе, а стремление стать единым целым, претвориться в единую плоть отсутствует.
Кроме того, есть катастрофическое неумение слышать, слушать, понимать друг друга. Семейный психолог или священник, выполняющий эту роль, чаще всего просто позволяет людям друг друга услышать. И происходят поразительные вещи: приходят два человека, которые живут под одной крышей долгие годы, и вдруг с удивлением друг от друга что-то узнают. Это неумение слушать и слышать тоже от зацикленности на себе. В любом случае главная беда в браке — это эгоизм.
Через какое количество лет в семейной жизни чаще всего наступают кризисы? К сожалению, не знаю статистики. Но убежден, что причина кризиса не в самом браке, а в человеке. По большому счету, все кризисы, которые мы переживаем, носят личный характер, то есть они обусловлены тем, что происходит в душе. Среда, обстоятельства, другие люди могут выступать лишь в качестве катализатора.
Если ты совершил ложный выбор и рядом оказался чужой человек, то кого винить? Ты сам вступил с ним в брак. Это может показаться несправедливым, может возникнуть желание переложить ответственность за сложившийся кризис на другого. Но, на мой взгляд, это контрпродуктивный путь. Внешние обстоятельства нам очень сложно изменить, а то, что касается нас самих, — гораздо проще. Поэтому стоит искать причину кризиса в себе, а внешнее менять уже во вторую очередь.
Если люди поженились осознанно и по любви, а потом вдруг все разладилось и началось разрушение брака, то, очевидно, что-то изменилось в них самих. Они стали другими, ушли от самих себя, и эти изменения делают их друг для друга уже не столь близкими, родными, любимыми. Как быть?
Поступать, как всякий заблудившийся: возвращаться к тому месту, где есть наиболее четкий и ясный ориентир, то есть к самому себе. Надо стараться восстановить то лучшее, что ты видел в себе и в другом человеке. В этом заключается выход из кризиса в первую очередь.
Кризис брака — это кризис любви. Любовь, по апостолу Павлу, все покрывает (см.: 1 Кор. 13: 4–7). Если она перестала что-то покрывать в браке, значит, начала иссякать. Причина иссекновения любви к кому-либо — неумеренная любовь к самому себе. Насколько человек перестает бороться со своим эгоизмом, настолько будет страдать его любовь к другому человеку. И настолько же будет возрастать вероятность кризиса.
Я думаю, кризис наступает, когда люди прекращают ту сознательную работу по созиданию брака, без которой он невозможен. <…> Как только прекращается работа по созиданию брака, он начинает деградировать. Такая работа естественна, как труд христианина над своей душой. И эти вещи очень сильно взаимосвязаны.
Если человек ухаживает за своей душой должным образом, то ему гораздо проще сохранять брак. Прекращаешь заниматься самим собой — это на браке обязательно скажется. И в какой-то момент вдруг окажется, что рядом не тот, кого ты воспринимаешь как единое целое с собой, а некто, кто тебе мешает, с кем у тебя расходятся интересы, с кем приходится бороться, выяснять отношения.
Хотя, безусловно, один человек не может сохранить брак. Союз может сохраняться, когда к этому прилагают усилия двое. Только начинать надо с себя, а не ждать, пока другой начнет трудиться, чтобы выбраться из кризиса.
В Апокалипсисе есть такие слова: «Вспомни свою первую любовь и покайся» (ср.: Откр. 2: 4–5). К браку это применимо в полной мере. Ведь ты же не просто так оказался рядом с этим человеком, ты его любил. И если действительно любил, то посмотри на него теми глазами, которыми смотрел когда-то, вспомни, как ты хотел быть с ним всю жизнь рядом. Само воспоминание способно многое оживить в сердце.