Должна ли жена бояться мужа?

Игумен Нектарий (Морозов):

Говоря о послушании Богу, вспоминают слова апостола Павла из Послания к Ефесянам: «Да убоится жена своего мужа». В них очевидно содержится указание на то, что жена должна быть мужу послушна. Хотелось бы остановиться на этом и объяснить связь.

Эти слова вообще, к сожалению, далеко не всегда понимаются правильно. Безусловно, у апостола Павла речь не идет ни о страхе в привычном для нас смысле, ни о внушении этого страха различными недопустимыми способами, начиная с какого-то подавления при личном общении и заканчивая методами физического воздействия.

Речь идет о том, что мужчина должен в большей мере брать на себя ответственность за свою семью и, как некий локомотив, тянуть за собой баржу семейной жизни. И если это происходит, то, безусловно, такой муж вызывает у своей жены то уважение, которого он закономерным образом заслуживает. Но, по меньшей мере, странно на месте мужчины требовать к себе отношения как к главе семьи, если он ничего не делает для того, чтобы соответствовать этому наименованию: денег в дом не приносит, никаких семейных проблем не решает, а только их создает, ничего не знает, не умеет, не может.

Когда мы говорим о страхе применительно к отношениям человека и Творца, мы ведь тоже имеем в виду не какой-то панический или рабский страх. В данном случае под страхом мы понимаем благоговение, уважение, почтение или почитание. Подобный же смысл вложен и в апостольское «убоится жена своего мужа». То есть Церковь не требует от женщины беспрекословного послушания мужу. Христианский взгляд на брак совершенно не предполагает, что мужу вручается нагайка, как это было принято в казачьих семьях, и с ее помощью он должен управлять своим домом. Если мужчина не способен действительно править своим домом и обеспечивать его всем необходимым, то ему надо нагайку для себя самого завести. А если он этого не сделает, то, как показывает практика, скорее всего, это сделает его жена. Когда женщине приходится в семье выполнять функции главы семьи, то она главой семьи и становится. От этого происходит какой-то страшный перекос в семейной жизни.

Протоиерей Артемий Владимиров:

Это замечательное и знаменитое апостольское слово [«Да убоится жена мужа своего»] говорит о благоговении ее пред избранным ею главой, помазанной в таинстве венчания. Мы ведь действительно, едва лишь вступая в знакомство друг с другом – речь идет о коллегах, о дружеском общении – бываем удивительно собранны, корректны, предупредительны, деликатны. Мы не позволяем себе проявляться никаким неуместным страстным расположением. Можно сказать, без обиняков, что мы боимся друг друга, стесняемся друг друга. Боимся произвести дурное впечатление. Боимся навязывать себя собеседнику. Так бывает со всеми, кто вступает в общение с не знакомыми людьми. Вот и в семьях христианских апостол Павел хочет видеть это благоговение, эту высокую культуру взаимного общения, в котором нет места разнузданности, развязности. Какой-то раздражительности, занудства, когда супруги предъявляют претензии друг другу, переходят на повышенные тона – вот отсутствие страха, благоговения. И до какого цинизма доходят подчас взаимные отношения самых близких родственников только потому, что они забывают, – Господь взирает на них. Он таинственно соприсутствует своей Благодатью. Да убоится жена мужа своего оставить его холодным и голодным. Да убоится его в отпуск одного отпускать. Убоится его пилить, бесконечно обрушивая на него какой-то неизжитый негатив. Пусть улыбается, сердцем встречает его радостно. Пусть поддерживает его, равно как и он, конечно же, любя свою милую, проявляет по отношению к ней заботу, внимание, бережно обращается с ней, как с драгоценным сосудом. С наследницей вечной жизни. Все это так просто, ясно и понятно, что у нас нет никакой нужды перетолковывать Евангельские слова. Должно лишь опираться на собственную совесть, на мудрость благоприобретенную и мыслить о том нравственном идеале, к которому все мы призваны в нашем семейном общении.

Протоиерей Максим Козлов:

Многие мужья любят приводить эти слова из Послания апостола Павла к ефесянам, но почему-то предыдущие слова из этой цитаты, которая читается на Таинстве Венчания, опускают. А прежде, чем говорится: «…жена да боится своего мужа», сказано: «…каждый из вас да любит свою жену…» (Еф.5:33). И только в этой двуединой правде следует воспринимать эти апостольские слова. Но обычно первая часть, как критиками этой точки зрения (в основном со стороны жен) так и любителями (в основном со стороны мужей) забывается.

В то время, как апостольское, то есть церковное сознание, церковное богословие предполагает непременное сочетание этих двух положений. С одной стороны, как говорит апостол Петр: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1Пет.3:7). С другой, как говорит апостол Павел: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви…» (Еф.5:22–23).

Освящение брака в Таинстве Венчания – это освящение союза между мужчиной и женщиной во образ того союза, который есть между Христом и основанной Им Церковью. И в том смысле, в каком мы, составляющие полноту церковного Тела, взираем на Христа – главу Церкви, жена должна мыслить себя по отношению к своему мужу как к главе семьи. Но и муж должен быть таким главой по отношению к ней, каким является Христос по отношению к Церкви. И в этом плане иерархия семейных отношений апостолом на века установлена. Поэтому в христианской семье значительно больше обязанностей возлагается на мужа. Именно обязанностей, а не прав начальствовать и топать ногами: «Делай, как я хочу!»

Должен ли муж бояться своей жены? В том смысле, если он поздно возвращается домой, а жена встречает его со скалкой, да еще если сильно ударит, то да, должен бояться или, по крайней мере, позаботиться о том, чтобы не дошло до телесных повреждений. Но это все-таки ситуация скорее для юмористических журналов.

Если же говорить по сути, то муж тоже должен бояться жены, чтобы своим поведением никак не досадить ей и никак ее не оскорбить, не раздражить.

И вот о таком хранении и бережении семейных отношений муж обязан печься. Святые отцы, когда говорят о страхе Божием, приравнивают его к памятованию о Боге, то есть, к такого рода жизни, чтобы грехом своим Христа не оскорбить.

Ту же аналогию можно перенести и на отношения мужчины и женщины, поскольку их освященный союз – это союз во образ единства Христа и Церкви».

Источник

Ошибка в тексте