Чем рискуют православные девушки, вступая в брак с инославными (мусульманами)?

Лет пять назад мне попались такие цифры: каждый пятый брак, заключенный в Москве, является смешанным. Эта тенденция бросается в глаза. Если говорить о людях православных, то достаточно сказать, что Православная Церковь на такие браки благословения не дает, Таинство Венчания в таком случае невозможно. Это — 72-е правило VI Вселенского собора. Если же женщина изначально была неверующей и вступила в брак с неправославным человеком, а потом обратилась в Православие, то, по словам апостола Павла, в таком случае брак не нужно расторгать, если неправославный супруг не препятствует жене быть христианкой (см. 1 Кор. 7:12–13).

Без благословения Божьего никакая влюбленность ни к чему хорошему не приведет. Есть исследования светских ученых-социологов, которые показывают, что в нашем обществе самыми непрочными являются браки между представителями разных религиозных традиций. Я бы порекомендовал замечательную книгу отца Даниила Сысоева «Брак с мусульманином». Она возникла как результат того, что многие женщины, собиравшиеся вступать в такой брак или вступившие в него, столкнулись с большими проблемами и спрашивали совета. И когда отец Даниил увидел, насколько масштабна проблема смешанных браков, он составил эту книгу. Такого рода книги я бы рекомендовал читать прежде, чем принимать решение о таком замужестве. Я бы советовал не спешить.

Что обычно бывает с теми, кто связывает свою жизнь с мусульманином? Здесь обычно бывает два пути. Разные судьбы у тех семей, кто остается в России, и у тех, кто уезжает жить в мусульманские регионы. В семьях, оставшихся в России, как правило, крестят детей, что очень редко бывает в мусульманских регионах. Потому что по мусульманским законам дети в смешанных браках должны быть мусульманами. И в случае развода в России дети практически всегда остаются с матерью, а в мусульманских странах ребенок должен остаться в семье отца. Мне самому приходили письма от женщин, принявших ислам или вышедших замуж за мусульманина. Помню одно из них. Женщина, написавшая его, была просто в шоке от того, насколько сильно отличается их культура от нашей, и насколько сильно это подавляет ее. Но вот что интересно: она же понимала, за кого выходит замуж, понимала, куда поедет жить, и даже избранник ей об этом говорил, но тогда она думала, что ее это не коснется, что плохо бывает только у других, а с ней все будет хорошо. Такие мечты часто разбиваются о твердь реальности.

В смешанных браках часть женщин принимают ислам. Женихи их специально сподвигают к этому. Несколько лет назад я даже читал в интернете о таком явлении, как «любовный джихад». Он заключается в том, что красивые мусульманские парни прельщают девушек, толкают их к принятию ислама, потом бросают их и находят других. Многих уговаривают принять ислам обманным путем, успокаивая тем, что «если ты примешь ислам, то ты не отречешься от своей веры, пророк Иса у нас тоже почитается, тебе нужно будет лишь произнести некоторые слова, которые положено произносить по нашей традиции». В действительности человек должен произнести шахаду в мечети, что означает принятие ислама и отречение от Православия, а отступничество от истины — тяжкий грех. Вторая категория женщин не принимают ислам и остаются светскими. А третья категория состоит из женщин, которые понимают всю бедственность своего положения и считают необходимым, напротив, укрепиться в своей православной вере. Жизнь у таких женщин непростая. Бывает, что и жена обращает своего мужа-мусульманина в христианство, в России таких случаев бывает больше, но и в исламских странах такие случаи есть. Но часто все кончается разводом.

У некоторых даже более или менее воцерковленных православных женщин есть установка, что нужно выйти замуж любой ценой, хоть за кого-нибудь — не получается за православного, найдем хоть атеиста, хоть мусульманина. Но если женщина считает себя православной христианкой, она должна знать, что Церковь не благословляет такого рода браки. Это запрещено канонами Церкви, а они созданы не для того, чтобы усложнить жизнь, а для того, чтобы ее облегчить. Нужно довериться Богу, молиться и искать воли Божией. Ведь мы ищем не семью саму по себе, мы ищем счастья. Просто верим, что оно обязательно будет через семью, а то и через семью именно с конкретным человеком. Но если есть знак, что это не по воле Божией, если что-то не получается, то не стоит упрямо добиваться придуманного нами. Может быть, счастье наше не в этом? Может быть, Бог приготовил нам счастье в чем-то ином и надо успокоиться и прислушаться к Его воле?

Священник Георгий Максимов

Ошибка в тексте