У православной семьи нет такой цели – как-то отличаться. Есть Церковь, а есть домашняя Церковь, по слову апостола Павла (см.: Рим.16:4), – это папа, мама, их детки. Почему они являются Церковью во всей полноте? Потому что они не могут жить без Господа Иисуса Христа, без истин Божественных, без причащения Святых Тайн. То есть они и есть маленькая Церковь, домашняя Церковь.
Когда нас заставляют делать нехристианские вещи, когда нас заставляют делать то, что мы не можем выполнить, то это ни в коем случае не желание отличиться, а желание сохранить то, что не разделяет с нами современное общество. И это ни в коем случае не консерватизм, не фундаментализм и не ретроградство, а сохранение, между прочим, ни много ни мало – вечного. И это вечное, вне времени, и не надо припечатывать нас всякими словами, что мы такие-сякие, плохие консерваторы, а они такие хорошие реформаторы и либералы.
У нас нет такой цели – во что бы то ни стало как-то отличаться от общества. Но мы обязаны сохранять веру, сохранять Православие, сохранять заповеди Господни. И поэтому волей-неволей на фоне других мы бываем вынуждены открыто являть, исповедовать свою веру. Во все времена, в любой век, и в Римской империи, и в Советской империи, – исповедовать не оттого, что мы хотим быть оригинальными, а оттого, что мы хотим быть со Христом, мы не можем делать многое из того, что все вокруг делают, потому что Господь этого не велел, и только этим должны отличаться – Евангельским учением и соблюдением заповедей.
Оградиться от современной действительности невозможно, противостоять миру вокруг очень трудно, да это и не нужно. У апостола Павла мы читаем: тогда надлежало бы вам выйти из мира (см.: 1Кор.5:10). А мы в мире находимся как представители Церкви Христовой, и наша обязанность ни в коем случае не пропагандировать и не агитировать, как агитируют протестанты, а просто существовать, просто жить среди неверующих людей. И не рассчитывать, что они сразу все станут верующими рядом с тобой, вовсе нет.
Господь сказал: кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном (Мк.8:38). Вот это «постыжение»: тебе стыдно, что ты верующий и что ты перекрестился, когда едешь в трамвае, перед храмом. «Непостыжение» – это и есть существование внутри этого общества. И как об этом Господь говорил: закваска, которая вскисает всё тесто, соль, которая сохраняет от разложения. И если ты сохраняешь веру, и православные Заповеди, и учение, то тем самым ты выполняешь свою обязанность по отношению к другим людям. Сначала они смеются, ругаются, издеваются, а потом начинают уважать.
Я когда в армии служил, на первой неделе поста перестал есть. Я просил из столовой принести кусочек хлеба и кусочек сахара. Сначала все вокруг возмутились, а потом подумали: «Ага, нам же выгодно: кусок масла – наш, кусок сыра – наш, колбаса – наша». Они говорили: «Постись-постись, тебе это полезно, давай-давай», – и сами с удовольствием всё моё делили.
Но постепенно у них в голове стало откладываться, что есть такие люди, которые, в общем-то, нормальные, не чудаки, то есть не больные, но они просто постятся, и всё. И больше ничего не надо. Что у них было в жизни потом – неизвестно, но они видели человека, который нормальный, но он постится.
В Римской империи было то же самое. Христиане по ночам собирались. Что должен был думать муж, если его верующая жена ночью идёт на кладбище, потому что разрешалось только на кладбище ходить, а в других местах было нельзя – сразу арестуют. И что она там делает? Совершенно непонятно… Это ведь была большая проблема и очень древняя, с самого начала христианства, – «Что это они ночью собираются?» В наше время хоть можно ходить в храм совершенно спокойно и днём…
Однажды к нам в храм забежал молодой энергичный мусульманин и говорит: «Так, куда моя жена ходит? Ну-ка посмотрю, что она здесь делает? Вы здесь главный?» – «Да». – «А, ну, ладно, это не страшно. Пускай ходит». Он, видимо, оценил мои немолодые годы, внешний вид, и успокоился.
Пытаться оградиться от действительности ещё и вредно. Например, когда современные русские богатые люди стали ограждать своих детей от влияния других детей – нанимать гувернёров, преподавателей, то возникла другая большая проблема: дети потом не могли за себя постоять в обычной среде, становились совершенно не приспособленными к жизни. То есть должна быть какая-то прививка от безбожного общества.
В свое время в школе за то, что я поповский сын, надо мной и смеялись, и даже как-то раз били, но я твёрдо держался своего. А потом что получилось? Потом все мои ровесники увидели, что хвалёная система разрушилась, а вера остаётся крепкой, и уже сам Президент целует крест и помазывается елеем… А если бы мы, верующие, в своё время так твёрдо за веру не стояли, то, может быть, ничего этого и не было бы сейчас, что все в открытую и прикладываются, и молятся, и крест целуют.
Так что православная семья должна, не стараясь как-то выделяться в мелочах, в частностях, не отворачиваясь с презрением от мира, отличаться от него главным – верой.