В этом есть вызов и мужчине. Если муж понимает, что в силу разных обстоятельств не сможет заработать и половины того, что зарабатывает жена, а бабушек поблизости нет, поэтому кто-то из них двоих должен сидеть дома с детьми, сидит он. Не просто сидит, а гуляет с ними, читает им вслух, готовит обед, помогает делать уроки. Бывает и так, и для христианина это нормально, просто требует от мужчины очень глубокого смирения, потому что раньше так никогда не было.
Я всё-таки хочу защитить внешние подпорки. Их сейчас принято ругать, но иногда, особенно когда супруги переживают кризис отношений (а от этого ни одна семья не застрахована), эти подпорки выручают. Знаю такой удивительный случай из девяностых. Довольно молодой священник, отец троих детей, решил уйти от жены. Сказал, что больше её не любит, будет давать деньги, но уходит, собрал вещи и уехал к родителям. У него в родительской квартире была своя комната, но папа спустил его с лестницы. Причем папа был невоцерковленным человеком, но, как большинство людей того поколения, не считал, что уйти от жены нормально. Сказал: «Ты здесь жить не будешь» и спустил сына с лестницы. Дело было зимой, священник три дня пожил в машине и вернулся домой с покаянием. Живут и счастливы. Уже много лет прошло с тех пор. Как видите, иногда наружные подпорки бывают хороши.
С другой стороны, традиции тоже были разные. Вы, наверное, помните, что в «Дубровском» у Троекурова был флигель с девками. Действительно, в определенных условиях человек, особенно аристократ, был искушаем грехами, но каждый жил так, как он решал по своей совести. Но что такое грех, люди понимали. Например, Федор Федорович Ушаков хранил девство, был фактически монахом по своему устроению, хотя на своем месте мог быть и кутилой, и кем угодно. Всё-таки Христос обращается не к обществу, не к нации, даже не к семье, а к каждому человеку лично. Он говорит: Сыне, дай Мне твое сердце. То есть если хочешь, чтобы Я был с тобой, живи так, как Я учу.
Семья – очень творческий процесс, особенно сейчас. Как сейчас построить семью как малую церковь, когда наружные подпорки в виде общественного осуждения рухнули, и мы перестали понимать… Не мы, христиане, а общество перестало понимать, что развод – это предательство. Наоборот, если взрослый мужчина в соцсетях пишет, что его чувства к жене угасли, а он полюбил другую, обязательно найдется немало тех, кто его поддержат. В том числе и женщины. Стандартный набор «аргументов»: раз её не любишь, только мучить будешь себя и её, и дети не будут счастливы в такой семье, это преступление против любви, а Бог есть Любовь, уходи к той, которую любишь. Даже Бога не стесняются приплетать к таким советам.
Это говорит о том, что не только общественные формы сломаны, но и представление о любви сломалось, стало другим. На вопрос, что такое любовь, почти все вам ответят, что это чувство. Но христианская любовь – это волевое творческое направленное действие. Поэтому если я женат, я не могу влюбиться в другую, я не разрешу себе глядеть ни на одну женщину, потому что знаю, чем это может кончиться. Моя воля направлена к моей жене. Есть архаичное, но очень точное наставление: если ты женился, все остальные женщины теперь для тебя либо матери, либо сестры, либо дочери. Точно так же если женщина вышла замуж, все остальные мужчины для нее либо отцы, либо братья, либо сыновья. Всё, что мужчине-христианину нужно познать в женщине, есть в одной женщине. Эта женщина – твоя жена. Если ты хочешь дотянуться до того небесного идеала любви, который во Христе открыт миру, тебе надо много десятилетий трудиться над одной любовью, а не бегать по кондитерским, везде слизывая с тортов крем. Только тогда дойдешь до сути. В этой любви ты дорастешь до того, что Бог хочет тебе открыть. Конечно, в жизни не всегда так бывает. Бывает, что один из супругов умирает молодым, а бывает, что и предает, уходит, и тот, кого предали, горюет. Всё может быть, но в идеале должно быть так: муж и жена вместе не только на всю жизнь, но и на вечность.