«Любовь – не та возрастная влюбленность, которая пылает страстью потреблять и на время ослепляет, а глубокое чувство, которое находит радость в отдаче. Зрелая душа (глубокое чувство обязательно проводит душу через страдания, которые помогают взрослеть) интуитивно открывает для себя, что блаженнее давать, нежели принимать (Деян. 20:35)»
Священнику, быть может, как никому другому, известна реальная картина семейных отношений. И, увы, она зачастую не радует. Все мы, особенно христиане, и еще более священники, говорим очень много красивых и умных слов, но они мало задевают за живое. Почему? Почему мы, выслушав вполне добротные доклады или хорошую проповедь, уходим все с тем же грузом проблем и глубины нашей души остаются не затронуты? Слова не те или сердце за семью печатями? Мало слов или глуби́ны очень глубоки? Всем известно, что не хорошо быть человеку одному. Как точно сказано. И бывает, что где-то, на краю света или в параллельном классе, есть «соответственный» человеку помощник из его же собственного ребра.
Они оба стремятся друг к другу, сознательно или не очень, не зная ни адреса, ни имени. И если они будут верны своему внутреннему голосу, настанет мгновение, когда их пути сойдутся в одной точке. Принципиально важно к этому моменту не растерять богатство любви, не раздробив и не разменяв его на то, что не стоит драгоценного дара. И тогда станет ясно, что это и есть единственно возможный вариант, задуманный Творцом. Найденное «ребро» встает точно по месту и по размеру. Но даже в этом случае потребуется немало усилий для достижения гармонии, чтобы два потомка Адама и Евы стали одним целым с сохранением уникальности каждого. Причина проста – у обоих достаточно ран и шипов, которые будут препятствовать желанному единству и ладу. Их придется долго исцелять и сглаживать.
Как говорил отец Александр Мень, диавол имеет в своем арсенале семь грехов для своей аудитории. Человечество ничего нового не придумало. Этого набора хватает на все времена для всех людей, независимо от возраста и пола, нищеты и богатства, социального положения или образовательного ценза. Просто в той или иной среде лучше умеют до поры до времени скрывать плоды трудов «великолепной семерки» от постороннего взгляда.
Сергей Иосифович Фудель пишет сыну по поводу отношений в семье: «Никогда, никогда никого не огорчай. Старайся об этом всегда и постоянно, в серьезном и мелочах, в праздники и будни жизни. Это иногда ужасно трудно, иногда неприятно, иногда даже кажется нелепо, но ты все-таки старайся. Вступить в брак – это значит потесниться, уступить часть своего места, выпихнуть из себя много своей самости ради другого. Не начав отрешаться от себя, лучше не подходить к браку».
Надо сказать, семейная переписка, как ничто иное, может приоткрыть силу и красоту отношений между любящими. Все письма Сергея Иосифовича наполнены нежностью и глубочайшим уважением к сыну, невестке, жене. Протоиерей Александр Шмеман в своих дневниках, неоднократно упоминая одной-двумя фразами о семье, не только передает трогательную нежность и теплоту, но и удивительную культуру уважения к свободе своих родных.
Без дружбы и единодушия, уважения личности другого, его внутренней свободы (супруга, ребенка) союз не может долго существовать как цельный организм. А ведь в этом замысел и благословение Бога: Прилепится (человек) к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2:24). При этом не исчезает личность каждого, но двое могут и должны жить как единое целое, оставаясь самими собой. Иначе зачем Богу создавать двоих, можно было бы одного, сочетающего в себе женское и мужское начала, не было бы ни ссор, ни обид, ни измен. Ясно, что в этих библейских словах речь идет не только о физической близости.
Физическая близость не созидает одну плоть. Если он и она ищут только этого, то остаются еще дальше друг от друга, чем до встречи. Как сказал мудрый человек: «Каждый человек – однокрылый ангел. Мы способны летать только в объятьях друг друга». Сын Божий, живя в семье праведного Иосифа и Девы Марии, приходя в семью апостола Петра или на брак в Кану Галилейскую, благословляет Своим присутствием союз мужчины и женщины.
Для того чтобы брак двоих стал союзом любви и единства, Бог дал им душу, способную к жертвенной любви. Только она может принять и покрыть инаковость другого и убедить, что он любим.
Так рождается способность жить в свободе и принимать свободу другого. Свободу не от супруга и от ответственности, а от поглощения и подавления одной личности другой. В той свободе, которую мы имеем во Христе Иисусе (Гал. 2:4), как свидетельствует апостол Павел. Только в Боге мы обретаем свободу быть самими собой, то есть такими, какими нас задумал Господь, реализуя все лучшее, что он нам каждому даровал, чтобы имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).
Создав свою семью, мы далеко не сразу понимаем, что в этом новом образовании фактически происходит пересадка из одной среды в другую. Как бы ни казались на первый взгляд схожи семьи будущих супругов, при ближайшем соприкосновении они оказываются существенно различны. Ведь до поры до времени разница либо замаскирована воспитанностью, либо не видна за бурей чувств в захватывающий период влюбленности. Первые же дни совместной жизни обнаруживают совершенно неожиданные прозаические ее стороны. И далеко не всякая поэтичность ее выдерживает.
Открывающуюся суровую действительность в различных сферах – психологических, культурных, бытовых, родственных – необходимо будет преодолевать, сглаживать, снимать. Возможность для этого только одна – в преодолении себялюбия – «главной болезни человека», как ее назвал отец Александр Мень.
Он сказал о ней точные слова: «Она коренится в самых глубинах сатанинских. Душа замыкается в себе, хочет жить для себя и в себе. Это начало демонского, черного, сатанинского восстания против Бога. Себялюбие стоит у нас в основе всего. Общаемся ли, дружим, имеем семью и близких – и все я и я и для себя. Себялюбие делает постепенно человека слепым и глухим, сердце черствеет, в душе становится сумрачно и смрадно. Мы прячемся как улитка в раковину и там сидим. И нам это начинает нравиться. Мы скрючиваемся, становимся подобны нерожденному младенцу. Но то младенец, а мы, родившиеся, скрючив спину, согнув голову, ничего вокруг себя не видим и не слышим».
Но мы созданы и призваны не для страданий от самих себя, а для блаженства со Христом, и чтобы выпрямиться, исцелиться, человек должен поверить в свою ценность, красоту, да и просто в право на жизнь. В этом велика роль супруга: каждый из нас в браке является и пациентом, и целителем.
Супруг не только потребитель тепла и ласки другого, но прежде всего даритель, создатель среды и атмосферы, в которой его избранник начнет оживать. Ибо дефицит любви и искреннего, бескорыстного интереса к человеку и делает нашу душу скрученной и запутанной, как корни дерева, ищущие под землей влагу. Но Бог дает нам шанс, и самый наилучший. В огромном безразличном мире миллиардов людей нашелся один, который предлагает тебе самое сокровенное – сердце, мысли, чувства, жизнь, наконец. Эта встреча окрыляет и вдохновляет. Постепенно рождается союз, задуманный Господом. Таинственно и незаметно будет совершаться чудо.
Супруг, как ангел, откроет и принесет весть о том лучшем, что скрыто на самой глубине души избранника. И скорее всего, неведомо даже ему самому. Душа начнет оттаивать и расцветать, поверит в свою ценность, без необходимости утверждаться и защищаться. В ней обретут жизненную, творческую силу уникальные свойства, заложенные Творцом, а нужда в масках и декорациях отпадет.
Какой бы хотелось видеть семью? Прежде всего союзом двух зрелых людей, способных адекватно и трезво понимать самих себя и другого. Они должны быть готовы мыслить не в категориях «ты принадлежишь мне и все твое – мое», а наоборот – «я принадлежу тебе и все мое – твое». Двое тогда смогут стать единой плотью, когда каждый решится требовать изменений прежде всего от себя, а к другому проявлять снисходительность, когда научатся прощать и не смотреть на недостатки и промахи друг друга, когда появится опыт оправдывать, а не обвинять и осуждать.
Именно в этом состоит зрелость человеческой личности, необходимая для семейного счастья, – в умении преодолевать свой эгоцентризм, ибо он не позволяет слышать, понимать, чувствовать другого. Эгоцентризм делает человека инфантильным и немудрым, несчастным.
Первая страсть, пусть и пылкая, уходит, она должна уйти, потому что надо будет просто жить. И если к этому времени люди не начнут учиться любить, каждый окажется безоружным перед сложными и не всегда приятными чертами характера и слабостями избранника. А противостать и преобразить их может только взгляд любви.
Источник: Азбука.ру) О любви и свободе: как обрести семейное счастье» (