Что говорит Священное Писание по поводу разделения обязанностей супругов?

Несомненно, все возникающие вопросы требуют и духовного осмысления, поскольку описанные проблемы совсем не чужды верующим людям, а порой имеют и свои особенности. Так, например, борьба за гендерное равенство во многих странах давалась очень непросто, местами такие решения были революционными для общества и встречали резкое противление со стороны консервативных его слоев. В основном со стороны людей религиозных. Это неудивительно, поскольку хранителями традиционных устоев патриархального общества всегда были именно представители религиозных сообществ. Однако, такой традиционализм с признанием гендерного или иного неравенства обусловлен вовсе не Божественным откровением, а особенностями различных исторических периодов.

Например, рабовладельчество, которое было традиционным устоем во времена Ветхого Завета или проповеди Христа, не имело основания в Священном Писании. Хотя, в Писании о рабах, несомненно, говорилось и даже указывалось, как нужно поступать в их отношении. Рабство было исторической данностью, и Церковь рассматривало это именно как данность в своих правилах и канонах. Рабство – это человеческое, а не божественное установление. И если люди религиозные поддерживают рабство, то это вовсе не означает, что этому их учит Бог. Широко известно, что чернокожие граждане США только в конце 20 века добились равенства с белыми. Несмотря на свою религиозную принадлежность. Таким образом, у каждой эпохи есть свои особенности, но непреложным авторитетом во все времена является Священное Писание.

Что же говорит Священное Писание по поводу разделения обязанностей супругов?

Первый ответ находим в самом факте творения мужчины и женщины. Бог, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18). Хотя жена и взята от мужа, но оба сотворены по образу Божию (Быт.1:27). Поэтому жена – это изначально помощник, равный мужу. Грехопадение внесло определенные коррективы. Жене было указано: «к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16), а мужу: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (Быт.3:19). И выслал Бог Адама из Эдема, «чтобы возделывать землю, из которой он взят» (Быт.3:22). Так мужчина впервые в истории начал работать – заниматься натуральным хозяйством, чтобы прокормить семью. Этим же занимались его сыновья – «и был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Быт.4:2). Жены занимались домом, приготовлением пищи, детьми, в этом заключался их труд. Одним словом – традиционная семья патриархального общества. Такое разделение обязанностей супругов можно назвать естественным и происходящим из необходимости. Это важный момент, который необходимо отметить. Именно естественность и необходимость обуславливала и обуславливает в подавляющем большинстве случаев установку «муж-добытчик» и «жена – хранительница семейного очага».

Главенство мужа над женой, установленное Богом, особым образом осмыслено в Священном Писании Нового Завета. Здесь оно выходит на новый, духовный уровень. Апостол Павел пишет: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф.5:22-24). Но и мужу апостол дает указание: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф.5:25,28-29,33). Наставления супругам дает и апостол Петр: «жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жён своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие… Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни» (1Пет.3:1-3,7).

Апостолы, предписывая повиновение жен мужьям, отметают всякий семейный деспотизм, но требуют от мужей с любовью относиться к женам. Словами апостолов закрепляется основная обязанность супругов – взаимная любовь, которая делает их единым целым, одним телом. «Будут двое одной плотью» – мысль, высказанная Адамом по отношению к Еве, повторяется Спасителем (Мф.19:5) и апостолом Павлом (Еф.5:31). В таком союзе, где двое, находясь в послушании Богу, в любви становятся одним целым, повиновение жены мужу становится вполне естественным и логичным. И это никак не похоже на гендерное неравенство или поражение в правах, поскольку семья, с позиции Божьего установления, утвержденного в Священном Писании, есть единый организм. Но подобно человеку, организм этот имеет голову и тело. Ни голова не живет без тела, ни тело не живет без головы, но пребывая в согласии друг с другом, составляют они одно целое.

Сейчас часто неправильно понимают патриархальную семью, а поэтому и говорят о ней как о неком анахронизме. Увы, не без причин – исторически очень часто под прикрытием патриархальности просто процветал мужской деспотизм, в том числе с оправданием насилия, и бесправная подчиненность женщин. В современности это также довольно распространенное явление. Домашнее насилие случается и в христианских семьях, где его оправдывают неверно и однобоко истолкованными цитатами из Священного Писания.

Но, как видим, в Священном Писании и учении Церкви нет ничего такого, что позволяло бы поразить жену или мужа в их правах, но наоборот, Бог премудрым образом установил духовный закон, соблюдение которого делает брак гармоничным. Именно любовь, которая есть исполнение закона Христова, должна определять гармоничное распределение семейных обязанностей между супругами.

Обязанность обоих супругов – заботиться о благополучии своего дома и о благосостоянии всех членов семейства. Быть единым целым означает дополнение друг друга. Дополнение в полной мере. Там, где один не успевает или силы оскудевают, другой должен поддержать. Если болит одна нога, то вполне очевидно, что всю нагрузку тела примет на себя другая. Так должно быть и в семейной жизни. Неправильно поступает муж или жена, когда в угоду собственным амбициям обрекает супруга тянуть на себе всю заботу о семье.

Плох тот муж, который придя после работы уставшим, видит дома столь же уставшую свою супругу и не хочет помочь ей по хозяйству, а лишь требует его накормить, потому что он принес денег домой. Быть добытчиком для своей семьи – святая обязанность мужа, что не делает его более достойным перед супругой, которая занимается домом и воспитанием детей. А если жена еще и работает, также как муж, «добывая хлеб в поте лица своего», то совершенно логичным будет то, что оба супруга будут заниматься домом, гармонично дополняя в этом друг друга.

Плоха и та жена, что ради карьеры совершенно устраняется от своих обязанностей по дому и воспитанию детей. Даже если муж в такой ситуации вынужден полностью заниматься домашним хозяйством. Это вызывает определенного рода проблемы – сбиваются психологические установки «муж-добытчик» и «жена – хранительница очага», которые прочно сидят в сознании любого человека.

Жена должна помнить, что она – равный помощник мужа, находящийся в послушании у него. И муж должен помнить, что он – не рабовладелец, а подобен Христу по отношению к Церкви. Решая глобальные вопросы семейной жизни, супруг должен оставлять на усмотрение жены решение бытовых вопросов, которые не требуют его непосредственного участия. Можно привести такую аналогию – муж определяет стратегию, а жена определяет тактику. Муж определяет путь, а жена определяет то, как по нему идти. Например, в доме требуется сделать ремонт. На плечах мужа организация глобальных вопросов – покупка и доставка материалов, наем мастеров, если ремонт делают не своими руками, контроль качества работ. При этом в большинстве случаев выбором обоев, отделочных материалов, мебели занимаются, как правило, оба супруга. А когда дело доходит до создания домашнего уюта, то этим обычно полностью занимается жена.

Жена, будучи равным помощником, имеет все те же права, что и муж. Это не только право на труд, но и право на отдых. Благо, когда у каждого из супругов есть своя зона комфорта, свободное время, которое они могут потратить на свои увлечения или хобби.

Таким образом, рассмотрев психологические и духовные аспекты распределения семейных обязанностей супругов, с уверенностью можно сказать, что традиционные устои патриархальной семьи, построенной на любви и взаимном уважении супругов, нисколько не противоречат ни идее равноправия супругов, ни учению Церкви, поэтому в большинстве случаев являются оптимальными для воплощения в жизнь.

Протоиерей Дионисий Свечников

Ошибка в тексте